LEGIO X FRETENSIS
Главная страница сайта Новости с поля боя Наука о солдатиках Античные армии Макеты
Собери свою армию Как проходят игры Кампания 2005 года Образцовый Battle Report Гостевая книга
Античная военная история 51 легион Конверсия Голосование Форум

     
 

Версия от: 10.03.2011 года.

«Её Величество Античная военно-историческая реконструкция» ИЛИ

                                                                                    «Яд – который в твоей крови»

Александр Циммерман (в римском миру реконструкторов провинции Верхняя    Германия Alexander Tignarivs – centurio Legio VIII Avgusta).

Наверное мне следовало начать, наши скромные исторические Анналы, именно с этой главы нашей третий части, а не с того как поднималась античная реконструкция в России в далеком 1991 году... Я специально привел высказывание в качестве эпиграфа моего уважаемого учителя и друга Александра, деятельного "римского миссионера", давшего нам свой передовой опыт и первые, действительно стандартные европейские образцы. А яд - этакий римский идейный фанатизм, у нас свой особый сильнодействующий (((, конечно друзья мои, даже в любой шутки есть доля суровой правды. Но сначала было СЛОВО (идея) и военно-историческая миниатюра, а потом появилось ДЕЛО (военно-историческая реконструкция).

Начнём с определения собственно, что изначально называется реконструкцией и дадим развернутое понятие:

РЕКОНСТРУКЦИЯ – это точное востановление  достоверной(!) археологической находки, с помощью технологий и из материалов, используемых в данный хронологический период исторического исследования для последующего изучения (апробирования) и обязательной демонстрации в музеях и выставочных залах.

Что интересно, историки-археологи, сначала так говорили больше об костных останках человеческого черепа и скелета. Очень хорошо всем известна методика советского ученого - М. М. Герасимова, широко признанная и используемая сегодня повсеместно и глубоко почитаемая на Западе, имеющая официально уже давно озвученных последователей. А уж потом говорят о реконструкции, естественно при воссоздании монументальных памятников по результатам раскопок и исследований руин древних фундаментов.

При этом, чем больше мы используем опосредованные элементы других находок и прилагаем их к воссоздаваемой нами базовой реконструкции, которые добавляем сами, пусть даже из других археологических источников правильной хронологической датировки, отходя от того что собственно найдено или осталось от самого артефакта, тем больше в нашем исследовании собственно археологической гипотезы. Поэтому даже сам Маркус Юнкельманн занимается воспроизведением лишь весьма точных копий с исторических оригиналов. А ступенью ниже находится собственно СТИЛИЗАЦИЯ, это примерное копирование модели в заданном стиле. Это и есть, что мы собственно с Вами в России носим на себе и широко используем В БОЛЬШЕНСТВЕ СВОЁМ на военном поприще нашей отечественной реконструкции, это именно стилизация! Я просто ЧЕСТНО написал то что есть, а многие это прекрасно понимают ну - думают, но боятся публично говорить в нашем кругу. Да, да... в лучшем случаи копией, а в большинстве своём вообще является весьма посредственной стилизацией. На Западе наше увлечение подчёркнуто гордо, называется реконструктивная археология, которая зависит на прямую от вложенной в неё денег: от качества ткани, уровня выделки кожи, или работы кузнеца, пусть даже стучащего в настоящей деревенской кузне. Сам Александр Циммерман – спокойно и без комплексов работает перед камерой немецкого телевидения ZDF на своём домашнем осовремененном горне и творит при этом самым обычным инструментом, правда одет Александр в цивильную реконструкцию римского кузнеца(. То есть, немецкие военно-исторические группы уже пережили "реконструкторские перегибы" – что порой встречается у нас и несет определенный негатив в наши ряды...

Очень хорошо и мы искренне рады, если у Вас ткань сделана на ткацком станке, собрана в домотканый историчный отрез! Одежда пошита в ручную костяной иглой, при свете масленого светильника на отжиме оливкового масла, или меч, так для слова за 2.000 Евро ковался из крицы, на настоящем мануфактурном горне. А ещё лучше, тем инструментом, что я видел в музее Зальцбурга на первом этаже сразу у входа поворот направо, центрального римского музея Майнца но уже на втором этаже, но это всё пока индивидуальный путь истинного реконструктора – подобно легендарным буси. Этот путь  достоин уважения и безусловно к нему нужно стремится, НО ЭТО ВСЁ РАВНО КОПИЯ – СОВРЕМЕННЫЙ НАВОДЕЛ пусть даже безупречного качесва, и не более того...

Именно такой передовой уровень у группы доктора Маркуса Юнкельманна, основателя реконструктивной археологии в Германии. Но стоимость базовой реконструкции в его продвинутой группе, комплект римского легионера обозначается весьма скромно от 15.000 Евро! Я ещё не говорил про реконструкцию конницы, фирменный бренд группы так сказать, где лошади имеют малый размер в холке и выведены с помощью специальной селекции. Лично снимаю перед ним свой кассис и выворачиваю свой умбон у скуты, вытряхивая свои скромные сестерции, даже боюсь озвучить стоимость такого комплекта вместе с боевым конем! А ведь конная реконструкция у нас только зарождается – мои уважаемые соратники, правда по русскому жестко и стремительно.

Но, для России даже в 2011 году - пока этот уровень так и остался звездным. Древнему (автору данной работы) даже в своё время в 1998 году, это знаменитый Ааленский фестиваль, даже не удалось у Марка автограф взять и пообщаться с ним с глаза на глаз. Мне только отец-основатель немецкой реконструктивной археологии гордо мотнули головой, не скрою - он мой кумир и сегодня. Немецкий орел и русский сокол, действительно летают в разных небесах, как это мне не печально осознавать...., но я не испытываю перед ним дискомфорта, ибо во время боёвки не теряю шлем на скаку, и ещё крепко держу в руках свой верный гладий - «Горгон»!

Костяк его группы военно-исторической реконструкции, это четыре профессионала конной езды, соратники Марка настоящие римские всадники, действительно истинные реконструкторы «подобные статуям из бронзы». Книги доктора Юнкельманна просто прекрасны, где есть все, начиная от ссылок на первоисточники, все бережно с любовью собранного в каталог. Сноски от этого великого автора не только прошу заметить археологические, но и монументальные и естественно письменные первоисточники, как он кропотливо с любовью воссоздает седую древность. Правда этого нельзя сказать об уровне боевой подготовке группы, да на лошадях  милетес прекрасно держаться, и прошу заметить без стремян. Собственно я говорю об уровне боевого исторического фехтования, он просто простите не какой, но для Марка это находится явно не на первом месте. А может просто не хватает времени, и тут ещё явные сложности с медицинской страховкой, которая относится к удовольствию даже состоятельного немца, куда более дорогому, чем реконструктивная археология... Поэтому собственно мы в плотную, подошли уже к детальному разбору нашего русского термина:

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ – РЕКОНСТРУКЦИЯ. На первом месте у нас жестко поставлен

ВОЕННЫЙ аспект апробирования вооружения и снаряжения в условиях – сурового воинского быта. У нас в России порой самого экстремального в мире, тут мы законодатели моды в Европе, сражаемся на железе в полный контакт, голова у нас сегодня поражаемая зона, реконструируем по первоисточникам настоящие боевые приёмы и построения. Фанатично - экстремально ходим в походы даже зимой! Доходим маршем до суровой – не скрою порой настоящей кровавой битвы, а не подъезжаем на машинах на рубеж атаки (((! У нас всё по своему по-русски, и западная парадность и парадный лоск у нас справедливо заменена, так исторические сложилось уже за двадцать лет, на пот и кровь настоящий войны. Следствием чего является, что большинство из нас выглядят по-боевому, побитые доспехи, зазубренные мечи, заштопанные туники и прожженные у костров пенулы и нам это нравится! И так действительно выглядели боевые части – прославленные легионы Римской Империи и воинственные варварские германские племена, сметающие всё на своём пути. Хотя, безусловно, при подготовке к фестивалям и уже многочисленным цивильным празднествам, свою экипировку нужно приводить в полный порядок – в том числе регулярно чинить и чистить оливковым маслом.

ИСТОРИЧЕСКАЯ. Это весь спектр военных, социально-политических, торгово-экономических отношений, который мы воссоздаем во время съёмок своих роликов и уже даже с 2009 года короткометражных фильмов, исторических - ролевых реконструкций боевого взаимодействия, фестивалей и отдельных праздников. Тут следует сказать об особом термине «Living historu» - живая история. У нас она особенно широко представлена VIII – XI веками хорошо известных на Руси варягов – ушкуйников. Все уже давно доступно, тут и лыжи подбитые мехом смазанные салом, величественно прекрасные дракары, целые деревни викингов, где можно с головой погрузится в исторические грезы, и уйти от реального мира моторов и урбанистической городской суеты. В нашем римском мире уже есть кастлл под Москвой, я не сомневаюсь, что дело скоро и до либурны дойдет!

РЕКОНСТРУКЦИЯ – точное стилизованное восстановление материальной культуры. Мы сегодня  осознанно массово используем три единых и не делимых источника. В идеальном варианте подтверждающие друг друга или разумно дополняющие. Археология у нас оная доминирует, письменные и изобразительные источники, монументальные и погребальные памятки изучаемого периода, правдивость которых мы собственно проверяем на практике первой составляющей. Настало теперь с достоинством и честью перейти от определений, собственно к нашей Российской античной реконструкции её суровым национальным особенностям.

 

 

Особенности Отечественной реконструкции.

Давайте начнем, мои уважаемые соратники с самого главного, сколько нас собственно действительно активных участников на начало 2011 года. Кто воссоздаёт суровый, но прекрасный романо-германский мир Рутении. Можно с уверенностью констатировать, что уже не менее сотни милетес и цивилес, просто нужно «цензорам» провести перепись населения на Февраль 2011 года и сразу станет ясно сотня - если уже не больше. Пока говорить об точных цифрах по этой главе нашего с вами повествования, довольно сложно... Но Александр Циммерман, уверенно утверждал, ещё в 1998 году давая развернутое интервью Ярославу Федорову, цитирую

- «Насколько мне известно, римское Движение реконструкции охватывает Европу, Америку, Россию и даже в Японии есть один легионер, правда он из Германии. Всего по моим сведениям, римлян в мире наберется примерно 500-600 (прошу заметить только римлян, в это число не входят представители других античных эпох и направлений, к примеру доблестного варварского мира, или легендарного времени классической Греции – примечание от Е.С. \ S.P.Q.R №II. Ноябрь 1997 ст 15.), значит общая цифра значительно больше. Сегодня на дворе уже 2011 год, и в мире нас явно уже не одна тысяча участников! Но для нас с вами важно другое, что вовлеченных в Движение России и странах СНГ, число достигло сотни единомышленников общего дела, и наш зычный голос и боевые традиции уже заслуживают уважение в матушке Европе, в которую многие из нас целенаправленно стремятся. Однозначно, моя позиция сегодня на начало 2011 года, что ездить на «историческую Родину», это историко-географическая территория Римской империи, нужно больше по цивилу. В полной мере получать удовольствие от живой археологии, знаменитых музеев и естественно фестивалей, которые проводятся там с большой регулярностью. Это собственно многие из нас уже начали совершать, особо приятно это делать в кругу семьи или друзей реконструкторов. При этом пропадает определенный риск, оставить свой верный гладий на таможне – которая реально БЕРЕТ ДОБРО, а не даёт оного(((. У самого такой случай приключился на станции метро Электросила в Сентябре 1998 при поездке в Аален, и меч на всякий случай остался дома.  Вообще хорошо что оставил в родных пенатах, а так бы гладий "Горгон" сегодня украшал бы ковер в гостиной продвинутого в истории милицейского чина. А собственно, боевой составляющей нужно заниматься в родных российских просторах и приглашать сюда к нам, участников парадной западной реконструктивной археологии, нужно именно на РОССИЙСКУЮ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКУЮ РЕКОНСТРУКЦИЮ.

Настала пора не предвзято рассмотреть, что мы сегодня из себя античники представляем и на какие группы подразделяемся: И так -

Сторонники (фанаты) реконструктивной археологии, как правило, это уже не молодые люди. Они очень часто говорят о западном уровне, раритетном качестве исходных материалов, древних технологиях, этакой показной эксклюзивности. У этих отцов, нет такой детали в их реконструкции, не заслуживающей внимания, где особо ценится ссылка на источник именно от археологии. Это самый достойный уровень, о котором мы писали выше. У нас это пока, только прославленные одиночки, к примеру, мой старый знакомый Александр Лим -  группа «LEGIO SECVNDA TRAIANA FORTIS». Хотя всяко до уровня доктора Маркуса Юнкельманна нам ещё далеко..., да лорику как у Александра хамату - со сведенными кольцами за 35.000 целковых, отставной Примипил уже не может себе позволить. Передо мной встаёт вопрос разумного выбора, подобно принцу Гамлету: или ехать на Средиземное море и погрузиться в святую древность античности или несколько раз в году, носить подобную хамату со сведенными сечеными кольцами – испытывая боль в позвоночнике при каждом шаге... Я выберу Кносский дворец и пещеру новорожденного Юпитера Статора. Образно, каждый выбирает для себя высоту своей реконструктивной планки, которая опирается на его деньги, и естественно семейный бюджет. Ведь из него порой, собственно проистекает пресловутый западный уровень реконструктивной археологии! Я бы даже сказал, что у нас пока западный уровень именно для групп, не доступен в принципе в обозримом будущем наступившего третьего десятилетия Движения! Сторонники реконструктивной археологии появляются исключительно на больших мероприятиях. В силу целого ряда причин в боёвках участвуют редко, больше посвящая своё личное время античной науке и общению с коллегами которых считают себе равными. Отсюда порой надменное с высока отношение к своим единомышленникам особенно начинающим, об неудачном опыте общения с Маркусом Юнкельманном в Аалене в 1998 году, я уже упомянул ранее. В  военной составляющей они участвуют крайне редко, а если участвуют, то ИСПОЛЬЗУЮТ СНАРЯЖЕНИЕ И ЭКИПИРОВКУ, ЧТО ИСПОЛЬЗУЕМ МЫ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕКОНСТРУКТОРЫ. Ведь испортить безумно дорогую вещь не особо хочется, лично я их прекрасно понимаю. Уж больно она хороша – её величество античная реконструкция. Мне вспоминается фраза одного весьма продвинутого реконструктора сказанная мне вполне серьезно, но с кислой улыбкой на губах:

- «дай шлем свой сниму, лучше в голову получить чем испорть такую дорогую вещь...»

По этим причинам, ветераны Движения, действительно заслуживающие уважения люди, появляются на больших и помпезным мероприятиях говоря по русский – чтоб людей посмотреть и себя показать!

Примечание от Древнего -  Я специально не использую термин БУГУРТ, который относится больше к позднему Средневековью, где люди бьются закованные в броню и сталь, стремясь получить сильную дозу адреналина и используют древковое оружие ударного действия, к примеру старушку алебарду, и пока участник бугурта не упал или не лег на землю сам, воин может легко получить ещё пару сильных ударов, что не редко ведет к травматизму. Говоря о наших римских сражениях, более правильно употреблять уже сложившийся термин второго десятилетия  АНТИЧНАЯ БОЁВКА, у нас свои правила и  традиции, которые стремительно развиваются и заслуживают уважения.

 

Группы военно-исторической реконструкции.

Самая массовая и древняя группа в наших железных рядах. Начиная с 1993 года (завершение формирования реконструктивной группы Десятого Сокрушительного легиона) – СТАНОВЫЙ ХРЕБЕТ ДВИЖЕНИЯ, это собственно военно-исторические реконструкторы  народ проникнутый римской идеей и как правило молодой (18;20 – 25 лет) - очень увлеченный, веселый и быстрый на подъем в плане выездов, старики (30-40, редко за 50 лет) всегда заняты или задавлены семейным бытом и часто к сожалению болезненны... По этой причине именно молодые милетес, собственно и составляют группы И ДВИГУЮТ НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО И ЮНИОРЫ ЗАСЛУЖИВАЮТ УВАЖЕНИЯ НА РЯДУ С ВЕКСИЛАРИЯМИ.

По моему мнению, группа или клуб - это или три участника с единой дигматикой на щитах и вексилумом, или четыре человека с отдельным командирским типажом и ярко выраженной харизмой. Клубы это уже стабильные со своей славной историй военно-исторические объединения, как правило числом от 10 человек, всегда имеют командную иерархию, древние традиции, покрыты таинствами обрядов инициации к примеру, у Десятого легиона это министерия вепря Эвриманского. Легионы реконструкторов имеют полный спектр знамен и знаков, клубную базу и постоянное место дислокации, а порой даже юридический адрес.

Именно с такими клубами в нашем романо-германском миру России, можно и нужно иметь дружественные, взаимовыгодные  отношения, переходящие в проверенное сотрудничество временем и далее стратегическое партнёрство.

Как правило, в клубах военно-исторических реконструкций подход руководства  ВИК  - (термин 90х годов - это клуб, имеющий свою постоянную базу или юридический адрес) характеризуется изготовлением копий и стилизацией разного уровня. Качество реконструкции напрямую зависит от вложенных в неё клубных взносов всех участников и личных средств спонсоров. Члены групп ВИК, и более поздних – ВИР (термин второго десятилетия Движения) пользуются информацией из трех источников в равной мере: археология, письменные источники, монументальные и погребальные памятники. Многие участники в рядах одного клуба, имеют вещи, которые существенно различаются по своему качеству и цене. Следовательно, именно отец-командир, задаёт ту планку, о которой мы писали выше. Как правило, лучше снарядится и ВЛОЖИТЬСЯ чем руководитель мало кто стремиться. Следовательно, если Вы хотите поднять планку для всех, то первому перевооружатся и вкладываться, нужно самому. В этом деликатном вопросе я предпочитаю щадящий режим, заменяя свои вещи в случаи потери или естественного износа по сроку службы. Сейчас время не простое - кризис, и каждый рубль на щиту. По молодости порой деньги не очень считаешь, верх всегда брали римская идейность и фанатичность в хорошем смысле этого слова. К примеру, в 2008 мной был утерян древний плащ сагум, и я пошил себе в 2009 году новенькую пенулу. И вот уже настала пора сделать новые сенаторские калцеи из красной кожи..., выверенные до каждого шва, что и было сделано мной к 25 Февраля 2011 года от рождества Христова.

Теперь собственно обсудим, что лучше носить на себе любимом и использовать в бою, я выскажу своё скромное суждение и не более того. Работа кузнеца или ваш личный труд хорошего качества, всегда будет иметь приоритет, если вы используете, хотя бы два источники указанные мной выше, над любой вещью купленной в сети магазинов «Старый солдат». Я говорю именно об этих вещах, которые сегодня стали вполне доступны. К примеру, римские имперские шлемы тип «Galea» от – 7.000 рублей цена на 1 Сентября 2009 года, мечи и кинжалы, которые потребуют серьезного абгрейта. Работы с новоделами будет много начиная от замены клинка, далее это усиления гладия у гарды где старательно сделан пропил от производителя, так на всякий случай чтобы брат реконструктор не особо им размахивал, до доведения до ума навороченных ножен и кинжалы порой сомнительного качества, но это ваш выбор! Лично я отношусь к этому без отрицательных эмоций и старческих нравоучений, во что одеваются другие клубы и группы упаси Бессмертные боги – главное это позитив от увлечения и естественно общения с единомышленниками.  

Поэтому если Вы творите сами, современным инструментом, спокойно дышите глубже(, а перед вами книжки и фотографии реконструкции и вы полны желания сделать любую вещь своими руками только радовать должно как Вас, так и ваших товарищей по реконструкции. Это правильное решение чем приобретение всего рода стилизаций от «Дипики», «ART-GLADIUS»а..., хотя наши немецкие товарищи ходят в оных, уже не только в 1998, но и о Бессмертные боги в 2010 году и не испытывают дискомфорта, да и не только в них!

Но более достойной стилизацией, на мой стариковский взгляд, является продукция испанской конторы «ART-GLADIUS» на русском рынке с 2005 ?, который даёт два вида линейки копий и стилизаций продукции при разнице в уровне цен аж в 10 раз! Разница которая видна по каталогу сразу не вооруженным взглядом, хотя «Дипика», старательно-больно наступает на пятки своему испанскому конкуренту. Подобно тому, как изворотливые китайцы убили рынок военно-исторической миниатюры, на рубеже 2005 года. Но римская Испания родина великого Траяна  - это не Индия, где римское наследие вообще не ощущается. На Востоке главное здоровое желание продать, сравни китайскому забарыжить). Два шлема я держал в руках и сравнивал отнюдь не пять минут, всё же испанский шлем с подшлемником и белым плюмажем из стали 1,5-хи и сделан более близко к оригиналу и меньше сияет своей позорной зеркальной полировкой. А мое отношение к «Дипики», имеет уже древние негативные традиции, опять цитирую Александра Циммерманна (S.P.Q.R №II. Ноябрь 1997 ст 15.), 

- « В Германии можно купить полное снаряжение римского легионера за 3000-4000. DM, но это снаряжение, не очень хорошего качества и странного происхождения, например loricae hamatae из Индии))). Многие покупают это и называют себя римлянами, и если их спросить: «Ты римлянин?», то в ответ можно услышать, - «Да, конечно», но если начнешь разговаривать дальше, то вскоре понимаешь, что у него нет, того яда в крови!»

Хотя утверждение уважаемого Александра Осипова руководителя  XI легиона Клавдия Благочестивого Россия Санкт-Петербург, меня заинтересовало, и даже насторожило. Александр утверждал что именно «Дипика», изготовила тот раритетный комплект римского легионера, как его представляли участники реконструктивной археологии на Западе с 1980 по 1990 год, это я по видимому мной комплекту состоящего из кожаной hamatae, не понятной конструкции зомы и полного обвеса на стойке у скуты от Второго легиона Августа. И сегодня оный демонстрируется в центральном римском музее Майнца, у меня вызвало удивление близкое к шоку. Хотя всё может быть, если говорить об немецкой бережливости. Которая здесь почему – то, не совпала с хваленой педантичностью...(((

Ну и в заключение пара слов, собственно про одежду на нашем боевом жаргоне шмот. Если Вы реконструируете к примеру греческого пельтаста или римского велита времен республики, то ткань действительно должна быть домотканым холстом, так как Вам не нужно вкладываться в броню и сталь. Поэтому вполне логично римским воинам вполне разумно купить обычную шерстяную ткань приличного качества и вложиться в большей степени нужно именно в железо и снаряжение носимое вами на любимой фурке, не забудьте про ковшик и ранец(((.

Но как снаряжать и во что - своих людей решает сам командир, как и выбирать те мероприятия которые больше по нраву членам военно-исторического объединения, и это тоже нормально, ведь занимаемся мы общем интересным делом, которое больше объединяет нас – чем ставит по разные стороны романо-германского лимеса(!

Третья группа это «неофиты» Движения – наша опора и завтрашний день, это пожалуй самая большая группа, которая незрима присутствует рядом с нами начиная от зрителей на наших мероприятий, разного рода помощников, телезрителей СМИ и до сети интернета, сколько их?... Сказать вообще сложно, кому действительно интересно чем мы занимаемся уже два десятилетия, но многие из них пробуют свою «римскую идейность и стойкость», а порой и силы вставая в наши железные ряды. Неофиты используют иногда порой неидентичные предметы это современные материалы и даже синтетика, что безусловно не есть хорошо..., НО ведь они пробуют свои силы, и это ПРОСТО ПРЕКРАСНО если у клуба есть свободный сборный комплект, в котором можно выйти в составе объединения заплатив членские взносы или к примеру не большую разовую амортизацию, надев его неофит встаёт во второй ряд, если нет какой либо детали военно-исторического костюма. Или заменить то из общего арсенала, что мы называем задиристым словом фуфел, или вещица с ярко выраженным косяком. Тут нужно доброжелательно объяснить юниору, что к чему и почему именно так. Порекомендовать проверенную временем литературу, и это должен сделать сам отец-командир и явно не читая громогласное нравоучение, которое порой бывает сродни армейской дедовщине. Образно главное идея доброе слово в начале пути, далее дело военно-историческая реконструкция уже в нашем строю! Конечно, много зависит от коллектива, куда пришёл уважаемый неофит, как скоро он снимет обманку, и на сколько он готов править милые сердцу косячки и регулярно, денно – а порой нощно пестовать, прошу заметить свою реконструкцию.

Ну главное нужно помнить один из законов Диалектики: количество сделанных вами вещей СО ВРЕМЕНЕМ ВСЕГДА ПЕРЕЙДЕТ В КАЧЕСТВО, или совсем просто и по житейский - «С людьми нужно помягче, на вопросы реконструкции смотреть ширше, но людей нужно контролировать и ими заниматься!»

Примечание от Древнего – Курьезы от археологии, порой что используем и гордимся на поверку дня не оказывается истинной в последней инстанции, это я собственно об подделках в мире археологии. Делал реконструктор вещь, деньги вкладывал не малые, вот облачился подобно лучезарному герою легендарной Троянской войны Гектору, вышел гордо подняв голову (ещё нравоучение юниору прочитал, построив его салагу по стойки смирно, нотация жёстко прочитал - доволен и удовлетворен), на сколько он крут и планка у него реконструктивная высоко зашкаливает, всё упали ниц – даже аксакалы Движения, цак соратникам в нос, отцы основатели два раза КУууу - ему чатланину жёлтые штаны, прямо по фильму «Киндза-за», а тут статья научная вышла и вот выяснялось... Хорошо если не сразу, то что чем он гордился – не просто вещица с ярко выраженным косяком цены не малой, а полная эльфийская труба! Вырастет тот юниор историком станет, будет наукой заниматься и потом вам сенсацию выдаст по поводу вашего стариковского нравоучения и Вам останется бросится на свой меч с позором, молодежь наша быстро учится и миром помните, правит интерес!

Просто археологию знать и копать по настоящему нужно, но относиться к ней любимой сдержанно – по взрослому разумно, без показного фанатизма. Собственно это о чем я, ну вы поняли о «пальцах», в последствии мы поговорим и об некой реконструкторской этики, что тоже считаю не маловажным.

Что бы не быть голословным так к примеру последние разборы полетов из сурового мира археологии. Где сведения счётов и разборок учёных мужей стало обыденным делом  это поучительная история таинственного Фестского диска, который лично изучал в течении получаса в археологическом музее столицы Крита при городе Ираклионе в Июле 2010 года от рождества Христова.

Легендарный Фестский диск оказался обыкновенной подделкой!
22 июля 2008 г. Источник: Информационно-аналитическое агентство "Тренд"

Разоблачена очередная фальшивка XX-го века. Памятник письменности Фестский диск больше не загадка для ученых.

Американский специалист по древностям выступил с сенсационным заявлением: известный каждому школьнику Фестский диск – очевидная подделка, сообщает сайт газеты «Московский Комсомолец».

Любопытно то, что даже знаменитый археолог Артур Эванс верил в эту подделку. Более того, он даже посвятил Фестскому диску целый раздел в своем фундаментальном труде "Scripta Minoa". В результате чего на протяжении всего XX-го столетия историки упорно пытались разгадать таинственные знаки на диске.

Однако нарушить эту традицию позволил себе авторитетный эксперт в области древнего искусства Джером Эйзенберг, который заявил, что диск и текст на нем не являются реликвией 1700 года до рождества Христова. "Этот диск, – уверяет эксперт, – всего лишь подделка итальянского археолога Луиджи Пернье, уверявшего, что он, якобы, нашел этот диск во время раскопок минойского города Фест на острове Крит в 1908 году".

Разоблачение вышло случайно. Оценивая стоимость данного диска для Государственного казначейства США и музея, Гетти Эйзенберг заметил небольшую историческую ошибку этой подделки.

"Все знают, что этот терракотовый диск имеет аккуратно обрезанные края, – говорит эксперт. – Однако во втором тысячелетии до н.э., нельзя было так идеально обжечь предмет. Известно даже школьникам, что минойские глиняные плиты обжигались случайно, как получится. Я думаю, что Пернье об этом просто не думал", – отмечает доктор Эйзенберг.

Другой подозрительной деталью оказалось то, что на обеих сторонах диска бороздки сделаны так, что поверхность видится спиралью, имеющей 4-5 витков. Эйзенберг подозревает, что эти борозды были сознательно добавлены для того, чтобы как можно больше ввести ученых начала XX века в заблуждение.

В любом случае, как бы там ни было, но чтобы доказать теперь, что легендарный Фестский диск – опрометчивая фальшивка, необходимо провести термолюминесцентный тест на определение датировки этого артефакта. Вот только греческие власти пока дали отказ Эйзенбергу, сообщает Times.

Недавно эксперты также высказали сомнения в том, что знаменитая этрусская волчица является подлинной. И все же самой возмутительной научной фальшивкой XX столетия до сих пор признается так называемый Пильтдаунский человек. К слову сказать, история с подтасовкой черепа этого человека также произошла в начале столетия.

Вообще именно сегодня, наша отечественная военно-историческая наука сделала настоящий рывок вперед. Это произошло благодаря в том числе работе нашего уважаемого патриарха и моего соратника - доктора А. К. Нёфедкина, или трудам более молодых авторов к примеру смотрите книгу А. Е. Негина "Римское церемониальное и турнирное вооружение" это факультет филологии искусств Санкт-Петербургского государственного университета "Нестор-История" Санкт-Петербург 2010 год. В этой знаковой для нас работы представлен довольной полный обзор широкого фронта работ археологов Европы, хочется особо предостеречь своих товарищей по реконструктивной археологии от трех страшных приговоров от "тёмной капонины" -
1. Обстоятельство находки неизвестны, или сомнительны.
2. Артефакт - пропал, был потерян, украден, появился снова спустя продолжительное время.
3. Обладатель "архераритета", не дал согласие на экспертизу (разного характера).
Много проблем с находками из водных сред, тут можно во многом сомневаться подобно пункту 1., кроме того объекты серьезно повреждены коррозией. Серьезным анализом опытные эксперты, заняты главным образом дорогих раритетов стоящих целое состояние, а если спуститься на ступень ниже и перейти уже не к дорогим шлемам в кладах, а скажем к наконечникам копий, стрел, деталей доспехов будет сенсаций ещё больше. Как правила каждая седьмая - десятая находка, в зависимости от типологии, подпадает под фальшивку и располагает историков к серьезным вопросам и размышлениям на тему что суета - сует, всё суета...  Слава и звания а порой и детская месть, а то кое-где настоящие эльфийские трели и труба полная).

Что бы не быть голословным к примеру последние разборы полетов из мира археологии - Собственно о подделке фибул из Фисб в Беотии, которые считал сам А. Эванс подлинными: Лурье С.Я. Язык и культура Микенской Греции. Москва., 1957 год.

 

Примечание от Древнего -  Бесспорно количество музеев и выставочных залов от седой древности оказывает прямое воздействие и на количество групп реконструктивной археологии на Западе. Как правило у каждого серьезного музея есть и дружественная группа поддержки от реконструктивной археологии. Яркий пример это Великобритания, здесь располагается наверное, около половины всех римских клубов, и старейший римский клуб в мире; «Эримтская городская гвардия» от Legio XX Valeria Victrix, основанная скорее всего ранее 1980 года!

Не малую роль в реформировании нашего «Центра военно-исторических исследований и реконструкции «Десятый римский легион»», сыграл и уникальный музей «Живой солдатик Петербурга» официальное открытие которого состоялось 19 Февраля 2010 года, приуроченное к девятнадцатилетию античного Движения в России. Музей уютно расположился в Приморском районе Санкт-Петербурга, и уже в нашем родном городе при каждом серьезном школьном музее есть и своя группа военно-исторической реконструкции, правда представляющая весь величественный спектр военной истории России.

Многие вещи которые мы носим и будем гордо демонстрировать в наступившем третьем десятилетии античного движения - имеют прямое отношение к Ааленскому музею, где сама администрация указывает, что продаётся в небольших магазинчиках сделана с прототипов, хранящихся в её фондах. Именно из этих святых для отцов основателей Движения были сняты копии и привезены нами первые раритеты, к примеру ранец Ярослава Федорова (в римском миру реконструкторов Marcus Valerius Corvinius) с которого сделаны первые удачные копии в Десятом легионе. Это второй ранец Александра Кудрявцева 1999 – 2001 года участника отдельной морской когорты легиона «I Auditrics» в то время в составе нашей Десятки, далее моя верная ложка вместе с пряжкой и креплениями для кинжала - пугио на новый навороченный кингулум. Эти дорогие нам антикварные вещицы, стали родителями целого семейства фурнитуры 2010 года нового поколения юниоров призыва 2009 – 11 годов, так и дружественных союзных клубов заключивших Триумвират в Июня 2010 года от рождества Христова.

Примечание от Древнего – Особо хочется поведать и о кузнецах наших, ведь от их трудов тяжких, безусловно, праведных напрямую зависит и наш реконструкций облик а порой и здоровье!

Итак, первым архекузнецом античного Движения своявшего первые артефакты, о которых мы писали выше во второй части наших скромных анналов - является Тимофеев Александр Васильевич. Что не мало важно, Саша сумел наладить на рубеже 2000 года выпуск шлемов и доспехов уже мануфактурно! Александр вступил в 1993 году в наш Десятый по объявлению размещенному мной в  магазине Военная книга лежащего прямо на прилавке под стеклом витрины, что  на первом этаже, что на Невском проспекте. Одно время Александр Васильевич даже занимал должность «сенатора», но именно античным реконструктором он так и не захотел стать, лишь по мере сил вставал в наши ряды, интересуясь исключительно ремеслом, подходя к нему как творчеству или даже настоящему искусству! Вторым по качеству изделий и суровой мужской ответственности к своему делу можно назвать Владимира? Семенова, который изготовляет не только элементы защитного снаряжения, но и собственно прекрасные макеты копии оружия романо-германского мира. Что не мало важно, этот мастер как правило отвечает за качества своей работы и главное за сроки исполнения заказа оного. Это считаю тоже очень важным моментом при нашем довольно плотном графике проведения разного рода мероприятий и фестивалей. 

Развитие новых мероприятий экстремального характера, тактических военных игр, ролевых маневров или «Living history» в России 1998 – 2011 годах.

Бесспорно, что основы отечественного «Living history», название пришедшее к нам из Западной Европы на рубеже 2005 года, уже стало бесспорно прижившимся термином и у нас в России, были заложены тоже нашим пралегионом. Во многом это отечественная разработка была смелой и даже новаторской, начиная от прагматичной и сухой сюжетной линии (эпизодов), создание института посредников в лице руководителей клубов представляющих две противоборствующей стороны, как римского лагеря, так и зарождающего варварского направления, представленного в лице наиболее дружественного Десятому легиона, не ассоциированного объединения «Вольная ватага». Здесь неоценимую помощь оказал Андрей Герасимов в качестве посредника в плане разработки концепции и классической схемы самого мероприятия. Широкая демонстрация новой идеи в рамках Санкт-Петербурга, нашего первого сюжета была представлена детской передачей «Колоброды выходят на связь», это конец Мая 1999 года и постановка действа была приурочена к дружественному визиту руководителей Восьмого легиона Августа в лице Александра и Моники Циммерманн в легендарной Александрии Лемболовской. Тут и был собственно показан новый для российского телевидения сюжет.  Режиссура и опосредовано сама РОЛЕВАЯ идея, послужившая в последствии этаким перво толчком для античных реконструкторов, была осуществлена молодым новатором тогда ещё ленинградского телевидения Шмелёвым Олегом иллюстрирующий боевые действия вокруг римского лагеря. Что интересно Александр Циммерманн назвал себя представителем и наблюдателем «в голубом шлеме», проводя шуточную аналогию с голубыми касками миссии ООН(, да центуриону VIII  легиона чувства юмора не занимать! Сама идея маневров, принадлежит целой группе людей или её опосредованное авторство принадлежало пятёрке наиболее увлеченных новым перспективным направлением об этих патриархах мы говорили ранее: Евсеенкову С. Ю., Горцу А. В. и Гильгову Д. В., совместно разработавших исторический базис манёвров во время «мозгового штурма» в 292 школе Невского района. Работа кипела прямо на собрании сената в подсобке кабинета по начальной военной подготовке, и новые для Десятого легиона идеи игровых аспектов создали Грязнов Д.И., Паункснис С. Р., которые донесли до нас троих и систематизировали самостоятельно изложив в письменном виде богатый опыт ролевого движения Питера, в те далёкие годы становления античного Движения в России...

Используя эту первую пробу меча и пера(, от 1998 года - напомню что это был один постановочный эпизод, мы сумели довольно успешно провести первое мероприятие на традиционные майские праздники. Эта первая в России военно-тактическая игра была бесплатной для всех гостей приглашенными от лица «Десятого легиона» и «Вольной ватаги». На площадке Александрии Лемболовской каким-то чудом, это осознанно понимаешь только в 2010 году, удалось собрать не более десятка римлян и около двадцати? сильно стилизованных ранних викингов и варваров, обозначив последующие слияние двух дружественных объедений. Это новое и уникально действо настолько понравилось участникам что в 1999 году, новаторская идея исторических - ролевых реконструкций боевых взаимодействий, была воспроизведена нами и 12 Сентября! Вот полное название этого мероприятия открывшего новое направление, сегодня, называемое на западный манер: «Полевой выход и тактическая военная игра военно-исторических клубов до огнестрельной эпохи «МАНЕРВРЫ – 99 I от 8 Мая 1999 года».

В данном мероприятии впервые принял непосредственное участие и Крипак С. В., в качестве ответственного от лица легиона, за видео и фото съемку и одного из технических организаторов проекта второго плана. Мы прикладываем специально в качестве отдельного файла приложения чтобы не быть голословными, сохранные файлы связанные с полной организацией этого уникального для своего времени мероприятия. "Секретные материалы" заслуживают этого, для всеобщего ознакомления, изучения и  естественно творческого осмысления. Конечно это уже будут другие авторы, которые будут продолжать наши античные хроники следующих десятилетий...по стариковской надеюсь на это(.

 Для соблюдения исторической достоверности и открытости нами приложен и второй документ заслуживающий внимания это «МАНЕРВРЫ – 99 II  от 12 Сентября 1999 года», которые из-за технического сбоя, связанного с явкой участников превратилось в рядовой полевой выход Десятки, и части дружественных идеям романо-германского мира ватажников, вошедшими в последствии в наш состав ассоциированным членством. Тут уже в своей реконструкции легионера принял самое активное БОЕВОЕ участие Ожиганов О. Ю, о чем мы писали ранее. Вследствие технического сбоя уже вожделенный ролевой аспект не был выполнен, за исключением варварских выкриков в сторону своих оппонентов(. Тут следует упомянуть проблемы актуальные и для сегодняшнего дня Движения. Эта не согласованность клубов при выдвижение в заданный район, потеря участников при экстремальном марше в весьма труднодоступное место базового лагеря легиона, расположенного в Троицком урочище в районе озера Квадратное. Тут понимаешь, что сотовый телефон это не роскошь, а действительно осознанно - необходимое средство связи, хотя конечно мой уважаемый читатель справедливо упрекнёт меня в отсутствии оного во времена седой античности. Второй серьёзной проблемой у нас и сегодня остаётся относительная малочисленность варварского мира при безусловном качественном и численном росте римских клубов представляющих  I – II века новой эры. Следствием этого факта является, что и на рубеже 2011  «врагов Рима» представляют ВИР реконструирующие эпоху ранних викингов, естественно стилизованных как и на первых подобных мероприятиях конца 1999 годов, хотя уже старательно изготавливаются базовые элементы германской реконструкции, представляющие гексагональные щиты, фрамеи и отдельные элементы одежды драпируемые настоящими шкурами. Ну и самое главное, это как в любом начинании отсутствие практического опыта вообще в проведение подобного рода действ. Наше весьма удачное начинание в области военно-тактических игр сегодня представлено и развито на новом, в том числе и материальном уровне, просто абсолютно уникальным мероприятием, проводимым II Маттиакийской когортой из Москвы на базе славного кастлла Ад Маттикум. Оно будет проводится под уже раскрученным брендом «Стражи лимеса» успешно проведенным 8-10 Августа 2010 года. Представители московского крыла Триумвирата по сути своей уже используют новые идеи и свои разработки уже свойственные второму десятилетию Движения. Особо выделю экстремальный характер действия начиная от полного контакта на железном оружии, в девяностые годы ушедшего тысячелетия это были исключительно деревянные макеты копии античного оружия а голова являлась СТРОГО не поражаемой зоной, а бои в дыме пожарищ горящих подмосковных торфяников, добавим сороковою температуру наложенную самим Проведением на повышенную влажность, позволяет участникам погрузится с головой в свой реконструируемый суровый мир античности! Это действительно заслуживает похвалы и продолжения в анонсированном мероприятии «Стражи лимеса II», заявленном на начало Августа 2011 года.

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕТАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ (АРТИЛЛЕРИИ ЛУЧНО- ТОРСИОННОГО ТИПА) В РЕКОСТРУКТИВНЫХ ГРУППАХ РОССИИ 2002-2011 ГОДАХ.

После проведения тщательного анализа информации можно довольно точно утверждать, что первую действующую машину внешне соответствующей хорошо известной нам манубаллисты, создал некто Эльдар (возможно псевдоним, первый создатель скорпиона не являлся абсолютно точно реконструктором) в 2002-2003? на Сибирских просторах Рутении и скорее всего машина даже стреляла! Мой соратник и друг Ярослав Федоров, довольно много времени посвятил общению с Эльдаром на форуме А. Зорича под уже раскрученными нами брендом «Legio-Х». Этот одноименный форум, я уверен названный так не случайно, под наше славное и уже широко известное имя Десятого легиона, дал возможность собрать многих поклонников античности и военной техники Римской империи в частности. Что просто поражает, уже даже в то время там бывал Сакулин Максим (Нижний Новгород), наводя порой на мысли на некие мистические совпадения и определенного рода знамения. Именно Максим создал реально осязаемую модель на наших реконструкторских мероприятиях, публичная презентация которой произошла на Марсовых играх в Июне 2011 года в Свенгорде (Выборг), но об этом лучше всего послушать самого героя, уважаемого Борисыча.

 Сакулин Максим: Начну пожалуй с мечты…
В 2009 году наш клуб котерия Железная молния окончательно перешел на стилизацию (не реконструкцию) Рима времен Империи.
Для выезда на одну из региональных игр был утвержден план по созданию баллисты типа СКОРПИОН по изысканиям Ветрувия.
Все началось как спор между мной и Маркусом, центурионом нашего легиона. Спор заключался в том, что можно ли построить метательную машину "на глазок" и из чего попало или надо строить по чертежам и нормальных материалов. Кто быстрее и кто дальше - вот был девиз нашего спора.
Работа моя началась с изучения материалов с портала «X - Legio», со статей о метательных машинах Ветрувия. Расчет делался для малой баллисты (скорпиона) исходя их снаряда 200 граммов и диаметра 75 мм., размер теннисного мяча,  то что получилось вы можете увидеть на фотографии.
Первое, что я сделал, это подбил расчеты и вывел все нужные мне лекала скутулы - торсионной коробки и другие менее сложные.
Дерево я избрал сосну и ель, сосну - для ложа, затвора и турели. Ель - для торсионных коробок скутул.
Сразу работа закипела, и как в каждой новой и впервые (для себя) возделанной вещи, сразу посыпались ошибки в расчетах. Самые сложные и в тоже время простые ошибки были в основном в долях миллиметров, но это в конце вырастало в миллиметры а иногда и в сантиметр.
Поэтому пришлось переделывать скутулы. Когда все же основные детали были сделаны, сразу возник вопрос - как все это соединить в единое целое?! На сайте не было подсказки и я начал искать. Поиски не увенчались успехом, но я применил все знания, которыми я владел и как я понял, не ошибся. Вся конструкция была собранна на пазах и клиньях  (в первом варианте баллисты, сборка происходила на болтах), она была забракована одна из систем натяжения затвора, так как макет баллисты был слишком мал для того, чтоб из сосны делать такие мелкие детали.  Вся загвоздка,  до сих пор состоит в механизме натяжения, а точнее в шестернях и стопорах, тут нет нормальных источников, но и с этой проблемой справились, как я надеюсь, путем применения инженерной логики.
На данный момент существует две  баллисты моего производства. Первая находится в крепости Сокол в городище Малый Утриш (Черное море). Вторая будет передана Пятому Македонскому легиону город Санкт-Петербург.
Летом 2010 от руководителя Десятого Сокрушительного легиона , Сергия Италийского поступила просьба в помощи воссоздания механизма натяжения манубаллисты, которая находится в ведении Десятого легиона. 

                                                                                                С уважением к нашим соратникам Сакулин Максим.

В 2003 году Ярослав после серьезного общения с Эльдаром приступил к созданию собственно манубаллисты Десятого легиона. Работы начались по материалам реконструкторских изысканий из Великобритании, которые нам в 2003 году казались наиболее передовыми. Ярослав начал работы в гараже города Соснового Бора, что привело к созданию опор и корпуса и рамы машины, но сделать рабочий спусковой механизм, так и не удалось в силу серьезных технических проблем. Вторым серьезным  препятствием на пути к успеху, стало отсутствие прототипа реальной тетивы реконструкции, так как секрет изготовления торсионов римских машин наводивших ужас на варваров был утерян, скорее всего, безвозвратно. На Западе по этой причине широко используется комбинированная синтетика, при создании скорпионов разных модификаций. Поэтому Древний решил, что заказать спусковой механизм у Максима Сакулина из Нижнего Новгорода, имеющего уже большой опыт в этом вопросе, изготовившего уже вторую подобную машину в России на рубеже 2011 года. Бесспорно, существует и другая машина подобного типа в Санкт-Петербурге, которую довольно трудно классифицировать до публичной демонстрации и апробации, её не только отдельных фрагментов в интернете, тут много тайн и загадок, это начало создания машины, так и дата её завершения тоже не ясна. Хотя факт, бесспорно заслуживающий нашего внимания и уточнения. Но бесспорно, что Июнь 2010 год, можно считать датой рождения отечественной артиллерии римских реконструктивных групп России и не подлежит сомнению завершению работ по сборке машин в 2011 - 2012 годах в Десятом Сокрушительном и Пятом Македонском легионе в Санкт-Петербурге.

 

Ну вот уважаемый мой читатель, мы подошли с Вами к заключению, которое я специально выделю в отдельную не большую главу, которую опубликую сразу после 23 Февраля 2011 года (если всё получится к 1 Сентября), это будет моя исповедь на заданную тему и подведение порой суровых итогов, главным образом для себя самого и Десятого легиона в частности(... Увы настала пора собирать и мне камни и говорить с ними вспоминая их имена, ибо заглядывать в даль грядущего десятилетия, подобно загадочному предсказателю Нострадамусу, просто считаю не тактично, даже в какой-то мере не адекватно)... Как говорится  в среде историков - нет пророков в своём  Отечестве! Но обязательно дам строгие пожелания, тем молодым авторам, а они уже обозначились, которые продолжат наши скромные анналы или попробуют ревизионировать эту работу  первоисточник по истории Движения на которую мы потратили, более трех лет упорного и кропотливого коллективного труда. Итак, впереди осталось небольшое заключение или «Исповедь автора на заданную тему».

                                               Автор выражает благодарность Максиму Сакулину за помощь и дружеское участие.

                                                                                     Искренне ваш Евсеенков С. Ю. (Древний) 6.11.2010. 8.24.(

 

Hosted by uCoz

 
     

По всем вопросам обращаться по адресу legio-x@yandex.ru

LEGIO X FRETENSIS
MMDCCLVII AB URBE CONDITA

Hosted by uCoz