А.К. Нефёдкин
Военный глоссарий.
Введение.
Анонимный
глоссарий является достаточно редко используемым исследователями военным
произведением. Ведь целью анонимного автора не являлась самостоятельная
творческая работа, он просто скомпилировал информацию из нескольких источников,
создав таким образом краткий справочник военных
терминов. Совершенно ясно, что аноним пользовался при составлении словаря
материалом тактик: само построение материала словаря говорит об этом. Автор —
простой компилятор, который практически буквально списывал сообщения своих
источников, изредка соединяя сообщения из разных авторов. Главным источником
информации для нашего автора послужила «Тактика» Элиана (§§ 4-7, 20, 34, 41-48,
56-58, 61-63), особенно популярная в Византийский период. Об этом ясно
свидетельствует наличие в «Глоссарии» материала из
поздней добавке к Элиану (§§ 56-58). Вместе с тем, определенная часть словаря
восходит к информации «Тактики» Арриана (§§ 25, 35-39, 49-56), а другая часть
повторяет сообщения Асклепиодота (§§ 40, 59-60). Иногда автор добавляет и
информацию из других источников (§§ 23, 25). Г. Кёхли считал, что «Глоссарий»
является выписками из «Тактики» Элиана. У.
Олдфатер и Дж. Титченер, более детально рассмотрев словарь,
полагают, что «Глоссарий» — это компиляция из тактик Асклепиодота, Элиана и
Арриана, причем, главным образом, из Элиана, а также из еще одного
несохранившегося источника. Как
отмечает А. Тонне, первая часть словаря базируется на сообщениях Элиана и
Асклепиодота, тогда как в конце сочинения автор заимствует свои сведения прямо
из Арриана (§§ 35-36, 45, 49, 52-56), о чем свидетельствует и стиль. Очевидно,
основным источником анонима был Элиан, во второй же части трактата автор
активно привлекал свидетельства Арриана. К сообщениям этих двух тактиков он
прибавлял информацию еще одного источника, возможно, общего со словарем Суда
(около 1000 г.).
Свой
материал аноним расположил не по алфавиту, а согласно ходу изложения информации
в тактиках, с некоторыми отступлениями. Начинает свое
произведение автор перечислением подразделением «стандартной» македонской
фаланги из 16384 гоплитов (§§ 1-19), далее следует информация о разделении
фаланги (§§ 20-23), затем описаны рода войск периода эллинизма (§§ 24-25),
далее автор информирует нас о плотности построения фаланги (§§ 26-27), после
чего мы можем прочитать о способах смешения различных подразделений гоплитов и
легковооруженных (§§ 28-29), ниже идет речь о, во многом теоретических,
подразделениях псилов (§ 30), далее мы находим информацию о построении всадников
(§ 31), об их отрядах (§ 32), о различных видах поворотов (§§ 33-38), о видах
контрмаршей (§ 39), об удвоении строя (§ 40), о видах построения фаланг (§§
41-43), опять о смешивании различных поразделений (§§ 45-46), о движении
фаланги на марше (§§ 47-54), о построении фаланги различными способами на поле
боя (§§ 55-60), о способах окружения строя противника (§§ 61-62) и об сокращении количества шеренг (§ 63).
Достаточно
сложно определить дату написания глоссария. У. Олдфатер и Дж. Титченер его датируют
достаточно широко от времени Адриана (117-138 гг.) до византийского периода.
Отметим, что Э.М. Дивин считает середину X в. временем написания византийскими схолиастами
дополнений к «Тактике» Элиана из других эллинистических ныне потерянных тактик. А у
нашего анонима есть выписки именно из византийской добавки к Элиану (§ 57).
Следовательно, учитывая вербальные переклички с Судой, можно предполагать, что
глоссарий был составлен примерно во второй половине X в., тем более, что сама рукопись ms. Coislinianus 347,
из которой взят трактат датируется Г. Кёхли IX-X вв.
«Глоссарий»
не только печатался во многих издания Суды, но и содержался в некоторых
манускриптах последнего. Кустер отмечал, что почти вся информация «Глоссария»
содержится и в словаре Суды.
Данный перевод является первой публикацией трактата на русском языке. Он
выполнен по изданию: Köchly H., Rüstow W. Griechische Kriegsschriftsteller.
Teil II. Abt. 2. Leipzig, 1855. S. 219-233. Г. Кёхли взял за основу рукопись ms. Coisl. 347, где
произведение носит название: «Каковые названия начальников, отрядов и масс для
военных приготовлений и пользы». Вероятно, правы У. Олдфатер и Дж. Титченер,
предполагающие, что первоначальное название данного произведения было утеряно,
поэтому в рукописях и даны различные наименования произведения.
Aноним. Толкование слов о воинствах и о военных
построениях.
(1)
«Распределение по лохам» есть разделение массы войска в лохи.
(2)
«Лох» — некоторые говорят, что это
соединение из 8 человек, другие же — из 12 человек, а третьи —масса
из 16 человек, которая зовется и составной, и соразмерной.
«Лохаг»,
«протостат» (он же является и «командиром») есть первый и лучший у лоха.
(3)
«Ураг» — замыкающий лох.
(4)
«Ряд» и «декания» (он же и является «лохом»); одни это же называют еще и «эномотией», другие же половину
лоха считают эномотией, а третьи — четверть.
«Эномотарх»—
начальник эномотии.
(5)
«Димойрией» и «полулохом» зовут одно и то же.
«Димойрит»
и полулохит — начальник димойрии.
(6)
«Эпистат» — построенный позади лохага, а за ним — протостат, за этим же опять
эпистат так, чтобы весь ряд из
протостатов и эпистатов был составлен. Некоторые же лохага считают
«протостатом» также, как и считают урага «эпистатом», а средних они не рассматривают таким образом, но «эпистатом» считают
стоящего за протостатом, или же
второго, а третьего от протостата — «гипостатом».
(7)
«Составление лохов» существует тогда,
когда к первому лоху другой лох будет приставлен так, чтобы лохаг был поставлен рядом с лохам и ураг — с урагом, а средние — со своими
сошенгцами.
(8)
«Парастаты» — сошеренгцы в лохах, протостаты и эпистаты, так как были
поставлены друг около друга.
(9)
«Дилохия» — два лоха, а ведущий их «дилохит».
(10)
«Тетрархия» — четыре лоха, 64 человека, а ведущий — «тетрарх».
(11)
«Таксис» — две тетрархии, 128 человек, а ведущий — раннее «таксиарх», а теперь
— «гекатонтарх».
(12)
«Синтагма», которую некоторые называют
«паратаксис», два таксиса, 256
человек, а ведущий — «синтагматарх», это же некоторые называют «ксенагией», а
«ксенагом» — ведущего.
(13)
«Петакосиархия» — две синтагмы, 512 человек, а ведущий — «пентакосиарх».
(14)
«Нестроевые». Таксис в старину имел их, как доказывают и названия, поскольку
«внекомплекными» они были у таксиса. Их же существует 5: военный вестник,
трубач, знаменосец, гиперет, ураг. Теперь же они считаются и
у синтагмы и прочих подразделениях.
Нужно же иметь их таксису или синтагме, первого, чтобы указывать словами
приказанное, второго, чтобы — значком, если слов не слышно из-за шума, трубача
— когда не видно знака из-за облака пыли и гиперета, — ежели что-нибудь из них
без пользы прошло, именно нестроевой ураг предназначен
для приведение уклоняющегося в строй, который, когда четыре стороны построены сверху, он строится по
фронту снизу.
(15)
«Ксенагия» — две петракосиархии, 1024 человека. Большинство называет эту массу
«хилиархией», а «хилиархом» — ведущего.
(16)
«Мерархия» — две хилиархии, 2048 человек; другие же именуют это подразделение еще и «телос», а ведущего — «мерархом», а другие называют ведущего «телеархом».
(17)
«Фалангархия» — две мерархии, четыре тысячи девяносто шесть человек. Некоторые
зовут это еще и «отделением» крыла, а
другие — «мерос». Раньше же и «стратегия» это
называлось, а ведущий — «стратег», теперь же — «фалангарх».
(18)
«Дифалангия» — две фалангархии, восемь тысяч сто девяносто два человека. Это не
только некоторыми «мерос» называется,
но и «крылом», а его ведущий —
«керарх».
(19)
«Фаланга», «тетрафалангархия» — две дифалангии, 16384 человека, ибо это
составная и пригодная фаланга.
(20)
«Длина» является первым соединением фаланги из лохагов, которая построена по
одной прямой, протягиваясь от крыла к крылу. Это же
называется и «лицо», и «фронт», и «лезвие», и «построение», и «протолохия», и
«протостаты», и «первая шеренга», и «обрамление», и «командиры», и «простаты». А
ряд позади них, параллельный поставленному, называется «второй шеренгой», а
третий — «третьей шеренгой» и таким образом поочередно.
(21)
«Глубиной» является все, что позади
фронта фаланги, а «рядом» считается то,
что по глубине от лохага до урага.
(22) «Составлением шеренги» является постановка по
прямой ряда по длине, или же параллельно другим
шеренгам.
«Составлением ряда» является постановка по прямой ряда
по глубине, ибо это справедливо считается и «рядом».
(23) «Дихотомия» — разделение фаланги на два равных части, эти же части называются «крылья»,
из которых левое крыло считается еще
и «хвостом», а другое правое крыло — еще
и «головой», и «правой оконечностью», и «правой мощью».
Дихотомия называется «шов» и «пуп», и «связь» и
«оградой», как у некоторых, и «лезвие», как у других.
(24)
Гоплиты, пельтасты, псилы являются пехотой и сражающейся силой. Они же имеют и различие. Ибо «гоплитами»
считаются использующие самое тяжелое снаряжение по македонскому способу: они носят
щиты и очень длинные копья.
«Псилы» же — самые легкие, ибо они используют лук и дротики, и камни, бросаемые из пращи или из руки.
«Пельтасты» же используют почти среднее оснащение, ибо и пельта является неким
небольшим и легким щитком, и копья их
намного уступают копьям гоплитов.
(25)
Существует же и у ездящей силы три вида. Ибо
существует конная сила, сила на
колесницах, сила на слонах. А из
конной силы одна просто так
называется «всадниками» и «конницей», а другая — амфиппы. И «амфиппы» ездят на
двух связанных непокрытых конях, и
они перескакивают с одного на другого, когда призовет необходимость. Из
простой же конницы один вид является
«катафрактным», который представлен защищенными и конями, и всадниками, а
другой — «небронированный». У них же существуют
копьеносцы или контоносцы, или ксистоносцы, ибо они называются тремя названиями. Эти
же являются теми, кто с коней и вблизи от врагов копьями сражаются. Из них
одни, имеющие фиреосы, называются «фиреоносцы», а другие — просто «копьеносцы». «Метатели»,
— так как они издали метают. Одни доратионами пользуются,
которые называются «тарентинцы», а из них одни только метают дротики и не переходят в рукопашную с врагами, они и называются «конные дротикометатели»
и собственно «тарентинцы», другие же сперва издали метают легкие дротики, а
затем, приближаясь к врагам, и сцепляются с
ними, защищаясь или спатами, или секирами, они зовутся «легкими всадниками», а другие сражаются луками, которые считаются
«конными лучниками». У конской силы существуют
катафракты, фиреоносцы, копьеносцы, конные дротикометатели (которые являются еще и тарентинцами), легкие всадники, конные лучники.
(26)
«Плотность» есть по парастату и эпистату, то есть по длине и глубине.
Уплотненный же человек занимает два локтя, а просто построенный 4 локтя.
(27)
Синасписм. Когда каждый человек займет в фаланге один локоть, то это называется «синасписм».
(28)
«Выстроение» псилов происходит тогда,
когда они на войне построены впереди прочих, а «подстроение», — когда они построены позади, «встроение» же, —
когда и примешанные к фаланге построятся у человека, считается это и
«включением».
(29)
«Вставление» отличается от включения, ибо вставление есть постановка одинаковых
воинов, например, гоплитов у гоплитов
или псилов у псилов, включение же состоит
из различных воинов, например,
гоплиты у псилов или псилов у гоплитов.
(30)
Названия строев псилов и сколько их: лох из 8 человек; систасис — 4
лоха, 32 человека.
«Пентаконтаркия» — 2
систасиса, 64 человека; «гекатонтархия» — 2 пентеконтархии, 128 человек; каждая
же гекатонтархия имеет 5 нестроевых: знаменосца, урага, трубача, гиперета,
военного вестника.
«Псилагия»
— две гекатонтархии, 256 человек.
«Ксенагия»
— 2 псилагии, 512 человек.
«Систремма»
— 2 ксенагии, 1024 человек.
«Эпиксенагия»
— две систреммы, 2048 человек.
«Стифос»
— 2 эпиксенагии, четыре тысячи девяносто шесть человек.
«Эпитагма»
— два стифоса, восемь тысяч сто девяносто два человека, у нее нестроевых 8
человек: 4 эпиксенага, а остальные — систремматархи.
(31)
«Клин» — таково название построения — является половиной ромба. Называют его также и «островидным». Ромбовидное
построение.
(32)
Названия для конников:
«Ила»
есть 64 всадника.
«Эпилархии»
— две илы, 128 всадников.
«Тарантинархия»
— две эпилархии, 256 всадников.
«Гиппархия»
— две тарантинархии, 512 всадников.
«Эфиппархия»
— две гиппархии, 1024 всадника.
«Телос»
— две эфиппархии, 2048 всадников.
«Эпитагма»
— два телоса, четыре тысячи девяносто шесть всадников.
(33)
«Поворот» — движение относительно человека.
«К
копью» есть поворот, поворот направо; «к поводу» есть поворот, поворот налево.
«К
щиту» есть также поворот налево.
(34) «Изменение» есть поворот, дважды произведенный на
одну и туже сторону, переместив взор
гоплитов в тыл; у него два вида: один — от врагов, который и «к хвосту»
прозывают, а второй — на врагов, называемый «от хвоста». Некоторые же так его и описывают: «изменение» есть
перемена ранее занимаемой лицевой стороны на лицевую сторону по хвосту или от
нее на противоположную лицевую сторону.
И изменение от врагов производится, дважды поворачиваясь к копью, а на врагов —
дважды к щиту.
(35)
«Поворачивание» существует, когда всю синтагму, уплотненную по парастату и
эпистату, словно тело одного человека к копью или к щиту мы развернем, словно у
центра лохага все подразделение переворачивается и пополучает место спереди, а
наружную сторону — из правых, при том, что у
каждого остаются и парастаты, и эпистаты.
(36) «Возвращение» есть восстановление «поворачивания»
на первоначальную местность.
(37)
«Переворачивание» же есть движение из двух «поворачиваний» подразделения, чтобы
получить заднее место.
«Оборачивание»
же есть движение из трех непрерывных «поворачиваний» так, чтобы получить, если к копью производится движение, наружную сторону из левых, а если к щиту, — то из правых.
(38) «На прямой же недоставать» есть восстановление к
начальному положению каждого человека так,
чтобы, если приказали бы повернуться от врагов к копью, а затем опять — «на
прямой недоставать», нужно будет снова на врагов повернуться. Это же называется и «восстановлением на прямой».
(39)
У «контрмаршей» же есть две
разновидности, одна — по лохам, другая — по шеренгам.
Опять же видов у каждого из них три. Ибо называется один вид «македонский», второй — «лаконский»,
третий — «хоровой», который называют и «критским», и «персидским».
«Македонский» контрмарш по лохам является получением фалангой переднего места,
а вместо наружной стороны по лицу, ею — назад; «лаконским» же — получение фалангой
заднего места, равным образом, вместо наружной стороны спереди — ею назад;
«хоровой» же: то же место удерживает фаланга, тогда как гоплиты по очереди получают вместо мест, которыми они
ранее владели, другие: лохаг — место
урага, а ураг — лохага, а вместо наружной стороны по лицу спереди, — ею назад.
Контрмарши же происходят именно по шеренгам, когда некто пожелает поставить
крылья в отделения, а
отделения — на крылья для того, чтобы средние шеренги сделать сильнее, и, равным образом, правые крылья на левые ставятся, а левые — на правые.
(40)
«Удвоения» считаются двоякими, ибо или местом, на котором стоит фаланга, она удваивается, сохраняя ту же массу людей,
или самим числом. Каждое удвоение
производится двояко: или по лохам, или по шеренгам, так сказать, по длине или
по глубине. Итак, по длине происходит удвоение людей, когда
среди ранее стоявших лохов мы вставим или примешаем другие равные им по числу лохи, при том, что фаланга сохраняет ту же длину, чтобы «плотность» была
произведена только от удвоения людей. По
глубине же происходит удвоение, когда
среди ранее стоявших шеренг мы вставим или примешаем другие равные им по числу шеренги, чтобы только по глубине
была «плотность». По длине же места происходит удвоение, когда вышеназванную
«плотность» по длине мы перестроим реже или когда
вставленные будут контрмаршировать по длине. По глубине же происходит удвоение
места, когда вышеназванную «плотность» по глубине мы перестроим реже или когда вставленные будут контрмаршировать
по глубине. Некоторые же такие удвоения отрицают и, особенно тогда, когда враги находятся вблизи:
вытягивая на обоих крыльях псилов и всадников, они предоставят врагам зрелище удвоения без замешательства
всей фаланги.
(41)
«Поперечной» считается фаланга, каковая имеет длину много больше глубины. (42)
«Прямой» считается фаланга, когда она
пойдет на крыло, имея глубину много
больше длины. В целом же, «продолговатым» считается все то подразделение,
которое будет иметь длину больше глубины, а «прямым» то, которое будет иметь
глубину больше длины.
(43)
«Косой» же считается фаланга, имеющая одно (которое из двух предпочтут) крыло
вблизи врагов и им ведущая схватку, а другое имеющая на расстоянии посредством
отвода; «правая» фаланга выставляет вперед правое крыло, а «левая» — левое.
(44) «Вставлением» считается построение тогда, когда некоторых из сзадипостроенных, построив
впереди в средние интервалы, поставят у них [впередистоящих] по прямой. (45)
«Выдвижением» же считается построение, когда из обеих или одной
частей строя по самому крылу приставят ко всей фаланге некую массу прямо у фронта
строя.
(46) «Включением» же считается построение, когда некто решит встроить
псилов в интервалы фаланги, человека у человека. Некоторые же это именуют и «вставлением».
(47) «Подведением» считается построение, когда подразделение за подразделением построят,
например, за ведущей таксиархией будут построены остальные таксиархии или за
ведущей ксенагией последуют остальные ксенагии, и в целом, когда синтагма за
синтагмой пойдут на марше, чтобы с урагами предыдущей синтагмы соединились
командиры последующей синтагмы.
(48)
«Отведением» считается построение,
когда фаланга пойдет, имея командиров с левых или правых сторон. И, когда она будет иметь командиров с левых сторон, «левым» считается отведение, в когда с правых — «правым отведением». Когда марш происходит либо в «подведении», либо в «отведении», то в однобоковом или двубоковом, или
трехбоковом, или четырехбоковом построении шагает фаланга. В «однобоковом» построении,
— когда с одной стороны нам будут угрожать, в «двубоковом» же, — когда с двух
сторон, а в «трехбоковом», — когда с трех сторон и в «четырехбоковом», — когда
отовсюду будут подозревать наличие врагов.
(49) «Двусторонней» называется фаланга, имеющая
половины людей в лохах отвернутыми от своих, чтобы противоспинными они были; (50) «двусторонней» же зовется дифалангия,
каковая на марше имеет командиров с обеих сторон построенными в отведениях,
одних — в правом отведении, а других — в левом, ураги же построены внутри.
«Назадобращенная»
же дифалангия — это та, которая имеет
командиров построенных в середине, имея при
этом урагов построенных снаружи с обеих сторон в отведениях.
(51)
«Различнообращенной» называется фаланга, каковая, когда ее поведут, имеет
ведущую половину в левом отведении, то есть командиров с левой стороны фаланги, а командиры оставшейся
половины в правом отведении.
(52)
А «подобнообращенной» на марше является дифалангия, каковая
имеет командиров обеих фаланг построенными с их сторон, например, с правых или
с левых сторон обеих фаланг. (53)
«Клином» же называется построение,
когда двусторонняя дифалангия ведущие крылья соединит друг с другом, а
последующие разъединит.
(54)
«Пустым же клином» называется построение,
когда назадобращенная дифалангия последующее крылья соединит, а ведущие
разъединит.
(55)
«Четырехугольником» же именуется построение,
ежели некто построит по всем сторонам строй в прямоугольную форму.
(56)
«Кирпичом или же кирпичиком» считается построение,
когда в квадратной форме некто
создаст тоже самое, что Ксенофонт сын Грилла называет
«равносторонним четырехугольником».
(57)
«Скрученная фаланга» есть та, каковая
вынуждена уподобляться господствующим местностям: фаланга представляет собой гусеницу, ибо вся фаланга становится
«мечевидной» и «многообразной» по строю.
(58)
«Загибание» же появляется, если
средние подразделения будет наступать
на врагов, а крылья из частей позади будут построены
прямыми за той же [фалангой].
(59)
«Рассеянной» же считается фаланга,
когда на большие по объему подразделения фаланга
будет разделена.
(60)
А «выпуклой и вогнутой, и еще
согнутой» считается фаланга, имеющая
сзади и спереди фронт вогнутым или выпуклым, или согнутым, а это, как ранее сказано, или назад, или вперед,
чтобы видов у них было создано шесть: каждая из трех фаланг представлена назад или вперед.
(61)
«Растяжением строя» считается построение,
когда мы будем превосходить врагов с обеих сторон фаланги.
(62)
«Растяжением же крыла» считается построение, когда только с одной из двух
частей мы будем превосходить врагов.
(63)
«Утончение» есть, когда глубина фаланги сократится и вместо 16 человек окажется
меньше людей.