LEGIO X FRETENSIS
Главная страница сайта Новости с поля боя Наука о солдатиках Античные армии Макеты
Собери свою армию Как проходят игры Кампания 2005 года Образцовый Battle Report Гостевая книга
Античная военная история 51 легион Конверсия Голосование Форум

     
 

 

И. А. Голыженков, текст. АРМИЯ ИПЕРАТОРСКОГО РИМА III века н. э. М.: АСТ; Астель, 2000. 47 с., О. К. Пархаев, иллюстрации, 8 цв. илл. (Военно-историческая серия «СОЛДАТЪ»).

 

Рецензия на книгу И.А.Голыженкова “Армия Императорского Рима I-II века н.э.”

 

 

Впервые, данная книга, выпущенная в свет в 2000 году, попала мне в руки, когда ряд моих учеников – людей молодых и увлеченных вступили в кандидаты членов «Санкт-Петербургской общественной организации «Военно-исторический клуб «Десятый легион»». Ребята с азартом занялись изучением военной – исторической литературы на 117 год н.э. (период расцвета римского военного искусства в эпоху правления «лучшего из императоров» - Трояна). Юниоры легиона принесли книгу, требуя дать ей достойную оценку.

 Первое, что бросилось мне в глаза – это иллюстрации  перерисованные (притом весьма убого) с недавно вышедшего в свет «труда» Питера Коннолли «Греция и Рим энциклопедия военной истории». На мой взгляд, для своей книги господину Голыжникову И. А. следовало применить иллюстрированный материал из произведения известного автора, предварительно запросив разрешение издательства. Но он пошел «другим путем», так сказать через тернии к звездам, что привело к, мягко говоря «смешному результату». Где нормальные пропорции человеческого тела? Где представление о реальной реконструкции на 2001 год? Тема имперского Рима[1] сейчас широко представлена в соответствующей литературе (даже в нашей стране, где античность представлена лишь двумя группами военно – исторической реконструкции). Этот материал доступен, многое переведено или переводится на русский язык. Я надеюсь, что военно-историческая серия «СОЛДАТЪ» создавалась исключительно для людей знающих и разбирающихся в этом сложном вопросе, поэтому незнание художником тематики является существенным минусом данного произведения.

Анализ книги начался с литературы, которая использовалась автором для написания своей работы. В списке присутствует всего лишь девять названий, и это для такой – то работы. Воспроизведенное издание фундаментального для своего времени труда П.П. фон Винклера. (1894 «Оружие») морально устарело, археология за последнее 100 лет ушла далеко ВПЕРЕД![2]. Безусловно Питер Коннолли – прекрасный археолог и военный географ, но слабо разбирается в тактике и стратегии античных войн, а три античных великих историка, правильно выделенные автором, особенно Флавий Иосиф с ценнейшим для нас первоисточником «Иудейская война», которые зачитаны нами любителями римской военной истории буквально до дыр, всего лишь три автора.

Теперь непосредственно по самому тексту книги, ситуация с данным изданием просто НАОБОРОТ, если проводить параллель с недавно вышедшей новой книгой Лавренова С. Я. «Армии Древней Греции VIIV вв. до н. э». М.: АСТ; Астель, 2001. 48 с., 8 цв. илл. (Военно-историческая серия «СОЛДАТЪ»), текст по римской императорской армии в принципе не имеет грубых военно – исторических ошибок, но изрядно страдает ВЕСЬ иллюстративный материал.

Автор явно не равнодушен к Великой Римской истории, хорошее введение излагаемого вопроса, правильное расположение и классификация материала по главам, в конце брошюры грамотный вывод. Что меня приятно порадовало без ошибки показано даже структура иерархии центурионов (стр. 11) римских легионов. Ведь во многих издания посвященным данному вопросу, нет точной ясности, здесь она присутствует, автор правильно дает термины на латинском языке, но как дело доходит до реконструкции ошибки следуют одна за другой, сразу видно, что автор и художник работали каждый сам по себе, отсюда три железных штифта на римском пилуме (стр. 17 рис.3), хотя даже школьник знает, что их два: один деревянный, а другой железный, бредовая завязка кожаного шнура на шлемах римских легионеров, на самом деле шнурок один, он проходит через все крепежные кольца классического имперского шлема, балеарский пращник (стр. 17 рис.1), все же держит пращу, а не ремень или тряпку, кстати, где он потерял свой запас камней четко обозначенный в изображении на колонне Трояна. Покрой штанов бедного варвара[3] на римской службе, и телосложение у него явно не варварское, а дистрофическое – современное. Попробовал бы художник пронести фурку с поклажей, как несет ее воин на (стр. 19 рис.2), поклажа опускалась на уровне щита, опираясь на него, а сам скутум не верно расположен на плечевом ремне, кстати, там их целая комбинация состоящая из двух ремней с пряжками около умбона с центральным хватом., это лишь простые замечания, которые бросились мне в глаза сразу, каждый иллюстрированный разворот содержит не менее 5-8 ошибок, от чисто реконструктивных до цветовых. Сделанная ошибка один раз просто автоматический переносится на другой рисунок, нашейный платок фокал – защищающий шею легионера от натирания завязан гордиевым узлом и не заправлен во внутрь, для чего собственно и предназначен. Яркий пример это устоявшаяся традиция во многих военно-исторических изданий по данной теме изображать римский легионеров исключительно в красной тунике, это не совсем верно, красный цвет (цвет государственной власти римского государства) более характерен для двух преторианских когорт охранявших императорский дворец в Риме, первых элитных когорт легионов, и естественно офицерского состава, красный краситель сделанный из морских ракушек - Murex, стоил довольно дорого. Поэтому простые воины носили туники, изготовленные из неокрашенного льна или грубой шерсти, вообще когорты имперских легионов в плане одежды и вооружения выглядели довольно пестро.[4]

Пару слов о боевых римских плащах, в частности пенула (плащ с капюшоном) просто сшивался на груди, там нет, не каких завязок – веревок (стр. 26, рис. 3), и плащ, как правило, снимали перед боем, сражаться в нем просто не удобно. Особое внимание автору и художнику нужно было обратить внимание на инсигнии или дигмы щитов римских подразделений. Огромный интерес у знатоков римской легионной организации вызывает расшифровка изображений на щитах различных родов войск империи. Многие исследователи современности (П. Коннолли, Ф. Баркер, Г. Кнабе) справедливо считают, что щит легионера несет огромную смысловую нагрузку, указывая легион, ранг воина и в то же время, отражая религиозный символизм античности, но не дают толкований и правила чтений этих изображений. Римские дигмы являются постоянными, стабильными, составляя сложные, исторические канонизированные, их как бы «застывшие» комплексы, которые не подлежали изменению в имперских легионах. То есть, каждый легион имел свою, только ему присущую ему дигму. Расшифровка символики римских щитов находится в области античной мифологии и астрологии. При том знаки легионов, в том числе и морских в большей степени находятся в мифическом эпосе греков и римлян, а инсигнии “вспомогательных щитов в астральных, в том числе восточных звездных знаках.[5] Автор лишь пробует раскрыть тему римских дигм, ошибаясь буквально при первом упоминании (стр. 18). Цитирую: «Наиболее известное изображение – молнии и веретена (???) Юпитера, – скорее всего, принадлежит преторианским когортам». Может все-таки молнии и грома, ибо верховный бог римского пантеона ткачеством не занимался вообще, он что - Минерва (она же у греков Афина) спрашивается? Теперь к вопросу о дигмах преторианских когорт. Красный цвет щита преторианца на (стр. 30), довольно привольное толкование реконструкции Питера Коннолли, это однозначно звездное небо, отсюда и цвет щита – ЧЕРНЫЙ.

Теперь об оружии. Хотелось бы спросить у автора, где он видел такие наконечники у римских ланцей? Самый «продвинутый» в военном деле народ Средиземноморья уподобился варварам, делая наконечник для ланцей из листовой стали, загибая его вокруг древка. Не повторяйте ошибок других авторов снимая копии с их рисунков и изображений – пользуйтесь литературой, изданной в Германии, которая является одним из признанных лидером в данном вопросе: Martin Kemkes und Jorg Scheuerbrandt «Zwischen Patrouille und Parade / Die Romishe Reiterei am Limes» STUTTGART : GES. FUR VOR - UND FRUHGESCHICHTE; STUTTGART: WURTTEMBERGISCHES LANDESMUSEUM, 1997. Р.37.).

Еще один последний момент, на который я обратил внимание, изучая книгу: невнимательный перенос надписей с оригинала. На стр. 19, под № 1 изображен легионер в пластинчатом доспехе на конец II века нашей эры. Автор ошибся в датировке всего на 100 лет!

Подведем итоги, данную книгу я бы не рекомендовал брать в руки профессиональным реконструкторам ВООБЩЕ для создания реконструкции на данный исторический период, но книга будет служить весьма хорошим дополнением к учебнику истории «ДРЕВНЕГО МИРА» шестого класса, но с другими иллюстрациями, например весьма талантливого художника такого же издательства А. Каращука, который умеет и любит пользоваться серьезной военной – исторической литературой.

 

Председатель Санкт-Петербургской общественной организации «Военно-исторический клуб «Десятый Легион» С. Ю. Евсеенков.

 

 



[1] Daniel Peterson. Die roemischen Legionen. (EUROPA MILITARIA). BARETT Verlag Solingen, 1994.

[2] Настоятельно рекомендую автору последние книги по реконструкции и археологии:

Marcus JunkelmannReiter wie Statuen aus ErzMAINZ: VERLAG PHILIPP VON ZABERN; GEGRUNDET 1785, 1996. что дословно в переводе с немецкого «Всадник подобно статуе из бронзы»., или Martin Kemkes und Jorg Scheuerbrandt «Zwischen Patrouille und Parade / Die Romishe Reiterei am Limes» STUTTGART : GES. FUR VOR - UND FRUHGESCHICHTE; STUTTGART: WURTTEMBERGISCHES LANDESMUSEUM, 1997.

[3] Peter Wilcox. Romes’s enemies 1: GERMANICS AND DACIANS. (MEN – AT – ARMS SERIES 129). London, 1998, P. 5.

[4] Martin Windrov. IMPERIAL ROME AT WAR. 6002. CONCORD, 1996. rulications company. P. 16. Перевод с английского Сирафимова М. Н., а так же иллюстрации по всей книги.

[5] Евсеенков С. Ю. Инсигнии (дигмы) римских щитов и их классификация в Римской армии II в до н.э. по III век н.э. Военно – исторический журнал «ФРИДРИХ II». №2. 2002. Украина.

 

 

 

Hosted by uCoz

 
     

По всем вопросам обращаться по адресу legio-x@yandex.ru

LEGIO X FRETENSIS
MMDCCLVII AB URBE CONDITA

Hosted by uCoz