И. А. Голыженков,
текст. АРМИЯ ИПЕРАТОРСКОГО РИМА I—II века н. э. М.: АСТ; Астель, 2000. 47 с., О. К. Пархаев,
иллюстрации, 8 цв. илл. (Военно-историческая серия «СОЛДАТЪ»).
Рецензия на книгу
И.А.Голыженкова “Армия Императорского Рима I-II века н.э.”
Впервые, данная
книга, выпущенная в свет в 2000 году, попала мне в руки, когда ряд моих
учеников – людей молодых и увлеченных вступили в кандидаты членов
«Санкт-Петербургской общественной организации «Военно-исторический клуб
«Десятый легион»». Ребята с азартом занялись изучением военной – исторической
литературы на 117 год н.э. (период расцвета римского военного искусства в эпоху
правления «лучшего из императоров» - Трояна). Юниоры легиона принесли книгу,
требуя дать ей достойную оценку.
Первое, что бросилось мне в глаза – это
иллюстрации перерисованные (притом
весьма убого) с недавно вышедшего в свет «труда» Питера Коннолли «Греция и Рим
энциклопедия военной истории». На мой взгляд, для своей книги господину
Голыжникову И. А. следовало применить иллюстрированный материал из произведения
известного автора, предварительно запросив разрешение издательства. Но он пошел
«другим путем», так сказать через тернии к звездам, что привело к, мягко говоря
«смешному результату». Где нормальные пропорции человеческого тела? Где
представление о реальной реконструкции на 2001 год? Тема имперского Рима[1]
сейчас широко представлена в соответствующей литературе (даже в нашей стране,
где античность представлена лишь двумя группами военно – исторической
реконструкции). Этот материал доступен, многое переведено или переводится на
русский язык. Я надеюсь, что военно-историческая серия «СОЛДАТЪ» создавалась
исключительно для людей знающих и разбирающихся в этом сложном вопросе, поэтому
незнание художником тематики является существенным минусом данного
произведения.
Анализ книги
начался с литературы, которая использовалась автором для написания своей
работы. В списке присутствует всего лишь девять названий, и это для такой – то
работы. Воспроизведенное издание фундаментального для своего времени труда П.П.
фон Винклера. (1894 «Оружие») морально устарело, археология за последнее 100
лет ушла далеко ВПЕРЕД![2].
Безусловно Питер Коннолли – прекрасный археолог и военный географ, но слабо
разбирается в тактике и стратегии античных войн, а три античных великих
историка, правильно выделенные автором, особенно Флавий Иосиф с ценнейшим для
нас первоисточником «Иудейская война», которые зачитаны нами любителями римской
военной истории буквально до дыр, всего лишь три автора.
Теперь
непосредственно по самому тексту книги, ситуация с данным изданием просто
НАОБОРОТ, если проводить параллель с недавно вышедшей новой книгой Лавренова
С. Я. «Армии Древней Греции VI—IV вв. до н. э». М.: АСТ; Астель, 2001. 48 с., 8 цв. илл.
(Военно-историческая серия «СОЛДАТЪ»), текст по римской императорской армии в
принципе не имеет грубых военно – исторических ошибок, но изрядно страдает ВЕСЬ
иллюстративный материал.
Автор явно не равнодушен к
Великой Римской истории, хорошее введение излагаемого вопроса, правильное
расположение и классификация материала по главам, в конце брошюры грамотный
вывод. Что меня приятно порадовало без ошибки показано даже структура иерархии
центурионов (стр. 11) римских легионов. Ведь во многих издания посвященным
данному вопросу, нет точной ясности, здесь она присутствует, автор правильно
дает термины на латинском языке, но как дело доходит до реконструкции ошибки
следуют одна за другой, сразу видно, что автор и художник работали каждый сам
по себе, отсюда три железных штифта на римском пилуме (стр. 17 рис.3), хотя
даже школьник знает, что их два: один деревянный, а другой железный, бредовая
завязка кожаного шнура на шлемах римских легионеров, на самом деле шнурок один,
он проходит через все крепежные кольца классического имперского шлема,
балеарский пращник (стр. 17 рис.1), все же держит пращу, а не ремень или
тряпку, кстати, где он потерял свой запас камней четко обозначенный в
изображении на колонне Трояна. Покрой штанов бедного варвара[3] на
римской службе, и телосложение у него явно не варварское, а дистрофическое –
современное. Попробовал бы художник пронести фурку с поклажей, как несет ее
воин на (стр. 19 рис.2), поклажа опускалась на уровне щита, опираясь на него, а
сам скутум не верно расположен на плечевом ремне, кстати, там их целая
комбинация состоящая из двух ремней с пряжками около умбона с центральным
хватом., это лишь простые замечания, которые бросились мне в глаза сразу,
каждый иллюстрированный разворот содержит не менее 5-8 ошибок, от чисто
реконструктивных до цветовых. Сделанная ошибка один раз просто автоматический
переносится на другой рисунок, нашейный платок фокал – защищающий шею легионера
от натирания завязан гордиевым узлом и не заправлен во внутрь, для чего
собственно и предназначен. Яркий пример это устоявшаяся традиция во многих
военно-исторических изданий по данной теме изображать римский легионеров
исключительно в красной тунике, это не совсем верно, красный цвет (цвет
государственной власти римского государства) более характерен для двух
преторианских когорт охранявших императорский дворец в Риме, первых элитных когорт
легионов, и естественно офицерского состава, красный краситель сделанный из
морских ракушек - Murex,
стоил довольно дорого. Поэтому простые воины носили туники, изготовленные из
неокрашенного льна или грубой шерсти, вообще когорты имперских легионов в плане
одежды и вооружения выглядели довольно пестро.[4]
Подведем итоги, данную книгу я бы не рекомендовал брать в
руки профессиональным реконструкторам ВООБЩЕ для создания реконструкции на
данный исторический период, но книга будет служить весьма хорошим дополнением к
учебнику истории «ДРЕВНЕГО МИРА» шестого класса, но с другими иллюстрациями,
например весьма талантливого художника такого же издательства А. Каращука,
который умеет и любит пользоваться серьезной военной – исторической
литературой.
Председатель Санкт-Петербургской общественной
организации «Военно-исторический клуб «Десятый
Легион» С. Ю. Евсеенков.