LEGIO X FRETENSIS
Главная страница сайта Новости с поля боя Наука о солдатиках Античные армии Макеты
Собери свою армию Как проходят игры Кампания 2005 года Образцовый Battle Report Гостевая книга
Античная военная история 51 легион Конверсия Голосование Форум

     
 
ТАКТИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ И ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БОЯ


         Бывший командующий афинской конницы попытался описать свой военный опыт следующим образом: "Полководец должен быть способен снабжать армию обмундированием и продовольствием, он должен быть находчивым, активным, осторожным, мужественным и сообразительным; он должен одновременно быть и мягким, и грубым, прямолинейным и хитрым, способным как на осторожное, так и на неожиданное нападение, щедрым и жадным, великодушным и скупым, мастером держать оборону и идти лично в атаку. И есть ещё множество качеств, как врожденных, так и приобретенных с опытом, необходимых тому, кто станет великим полководцем". Вот такое предисловие, и, как говориться, без комментариев!


         ВАША ФОРМУЛА УСПЕХА НА ПОЛЕ БОЯ: ЭТО - МАТЧАСТЬ АРМИИ (регулярное и качественное изготовление оловянной миниатюры, наращивание своего военного потенциала) + ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (изучение книг с элементами конспектирования специальной военно-исторической литературы) + ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА по игровому процессу (кредитование своей армии на строго установленную сумму в БЭФАх, проведение "военного совета" составление диспозиции) + ЗНАНИЕ ПРАВИЛ "ТИПАЖЕЙ - 2000/4" (знание наизусть параметров движения, умение самостоятельно просчитывать стрельбу, отыгрывать рукопашные схватки, проводить моральные тесты) + ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ С ПРОТИВНИКОМ И ЛИЧНАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ВЫДЕРЖКА (уважение и доброжелательность по отношению к своему оппоненту, играй без крика и нервов, а главное честно) + КОНТРОЛЬ ИГРЫ ПОСРЕДНИКОМ = ИНТЕРЕСНАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ ИГРА.


         Теперь настал момент, когда я перехожу к общим тактическим рекомендациям пригодным абсолютно для любой армии или отряда. Применяя их Вы, во всяком случае, не проиграете сразу и не забросите свое воинство на полку пылиться в безволии и забвении. Да и проигрывать нужно, безусловно, уметь… Можно проиграть и получить от этого определенное удовольствие, что ты бился как лев, сделал ВСЁ, что смог, но противник победил потому что работал больше над матчастью своей армии, ему везло на кубики - но ТЫ проиграл достойно и как поётся в одной из песен барда Александра Новикова: "И быть может, выпьют за тебя враги!".
         Проводя кредитование на 1000 БЭФоф и выше, помни, что первую очередь нужно брать базовые части тяжелой пехоты (если своя пехота "никакая", то используй наемников). Кредитуй в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ наиболее сильные части своей национальной армии (у галлов, например, - это сильная конница). Её должно быть максимально много, ибо в ней сила галльской знати, и армии в целом. Экспериментировать с кредитованием не советую, закончиться плачевно (для Вас, конечно).
         Итак, всегда приходи на битву готовым, с заполненными карточками ТИПАЖЕЙ отрядов, с расставленными воинами на блочно-модульных подставках (покрашенными бойцами хотя бы в общих чертах), это безусловно важно так как ты экономишь дорогое игровое время - свое и свого противника, которого нужно уважать, посредника, зрителей, представителей прессы и телевидения. Заранее (ДО СРАЖЕНИЯ) генерируете местность боя. Что, не повезло? Ну это с какой стороны посмотреть - приступай к составлению диспозиции, пиши аккуратно. Если плохой подчерк, то печатными буквами. Сделай схему цветными карандашами. Вообще тактика - это математика, умей считать до четырех, умеешь!?...- это как сказать…
         При равном соотношении сил на направлении твоего удара, все будет зависеть от вашей решительности и осмотрительности (а также, от случая, выраженного в кубиках). При соотношение 1/2, ты даже если играешь не первый раз будешь смят. Но пройдет определенное игровое время (1-2 цикла). Правда бывают исключения, если враг ошибся (при том грубо), а ты действовал как сам Великий Цезарь. При соотношении 1/3 тебе не что уже не поможет, даже Бессмертные боги. Здесь рецепт только один - глухая оборона с использованием всех плюсов которые дает рельеф местности (занять холм, отойти сразу за овраг, уйти в лес, укрепиться в деревне) и ждать. Ты спросишь чего? Нет не героической смерти, подобно легендарному Спартаку, хотя тоже, в принципе, круто. А подхода своих резервов. Или срочно начинай свою атаку, на противоположный фланг. Противник ослабит натиска, а может начнёт метаться. Соотношение 1/4, это показатель достаточный для штурма укреплений полевого типа и правильного проведения осады. Естественно, при данной военной арифметике помни, что боевая единица может быть разной по эффективности, например, элитный солдат, может стоить двух обычных, а при грамотных действиях и трех солдат противника.
         Теперь о местности, которая может запросто принести тебе победу или позорное поражение. Существуют следующие прописные истины: холмы нужно занимать и удерживать (это важно, если критерий победы - контроль территории. Река перед тобой это естественная защита, контроль брода и моста задача первостепенная. Преграда может быть огневая с помощью легкой пехоты (стрелков) или стена щитов.
         Лес, для варваров, это опора боевых порядков, для римлян наоборот. Дорога убыстряет движение в равной пропорции всех частей и подразделений (по установке посредника), определенные типы даже ровной поверхности существенно замедляют движение (смотри правила) и этим можно воспользоваться.
         Деревня это прекрасный опорный пункт для пехоты, если построить пехоты в промежутках между определенными домами и грамотно расположить стрелков на крышах и за каменными изгородями, то у тебя есть все шансы выдержать даже атаку при соотношении 1 / 2-3.

Нажмите для просмотра в увеличенном виде Нажмите для просмотра в увеличенном виде

         Конница должна двигаться, а не стоять, и не дай себе оплошать, и встретить атаку конницы врага стоя на месте. Даже катафракты побегут, и они в этом не будут виноваты. Вообще данный род войск весьма сложен в управлении и использовании (конница ещё вдобавок и дорогая!), и если Вы угробите её сразу (в начале сражения) а у вашего оппонента она будет присутствовать на игровом поле (в качестве боеспособного подразделения), то учесть ваших солдат (тяжелой пехоты) будет похожа на легионы Красса…
         И ещё у нас в клубе есть почетный титул "Губитель конницы", если Вы его заслужили, то до командования престижными элитными отрядами конной гвардии вас не допустят до ухода в отставку!
         Теперь о взаимодействии. Если решили атаковать, то атакуйте по всем правилам: сначала легкая пехота, поддержи её средней, потом сразу тяжелая пехота - держи равнение в частях и подразделениях, помни о флангах своего боевого порядка. Довольно грубая ошибка - это использование для атаки единичных отрядов (особенно, дорогой конницы) по одному бросая их в бой, отдавая их на растерзание врагу…
         Очень важно сохранить к завершающей стадии сражения (8-15 циклы), сохранить хоть немного боеспособной конницы, если у Вас её нет, а у врага она имеется, то даже имея перевес в пехоте, вы многим рискуете. Оставшаяся конница противника будет оставлять "кровавые следы" своего присутствия по всему полю, отлавливая и уничтожая ослабленные и отступающие части!
         Реагирование: не факт, что ваши отряды сразу будут бегом выполнять ваш приказ. Существует замедление на реагирование при получении приказов. Помните! чем больше ваш отряд, получивший приказ тем сложнее его командирам довести его до личного состава (пока младшие командиры продублируют его по своим отделениям, пока воины поймут своих непосредственных начальников, пока младшие офицеры подадут специальный сигнал боевыми значками или трубами). Учтите ещё и национальные особенности вашей армии: на построение (римляне самые организованные, а варвары наоборот!). Поэтому рекомендую иметь численность отрядов: до 600 человек - замедление 1 цикл, 600-1000 человек - это 1,5 цикла.
         Атака - это довольно сложная комбинации движений и ударов различных частей и подразделений, проводимая на одном из трех направлений (подобно восточным боевом искусствам), это комбинация всех сил и средств имеющихся в твоем распоряжении, плюс, атака должна поддерживаться активными действиями по всему фронту.
         Оборона - бывает активная и пассивная. Всегда предпочитай активную, даже если не хватает сил и средств, маневрируй, уходи из под удара (только все точно просчитай) и не торопись, следуй четко намеченному плану. Отойди к лагерю, на вал подними пращников или лучников, не забудь указать входные и выходные ворота в своей диспозиции ЗАРАНЕЕ (а то отступающие и части резервов могут столкнуться в проходе). И тогда можно начинать вторую битву сразу и не ждать результата.
         Существует ещё один термин ТАКТИЧЕСКАЯ ПАУЗА - это подготовка к действию своих частей и подразделений, выраженная в завершении маневра для нового боевого соприкосновения в атаке или непосредственно обороны.
         Если вы состоятельный (в финансовом плане) и опытный командир, и имеете секционный лагерь (римский лагерь), то не оставляйте его без охраны. И охрана должна быть представлена сильным отрядом пехоты и метателями, помните обозные рабы это не бойцы! Все отступающие и бегущие части направляются в лагерь и у них по прибытию туда возрастает мораль на +1. По нашим правилам потеря лагеря даже на короткое время, по сути, означает твое поражение (если эта видела вся твоя армия), поэтому охрана должна иметь сильное подразделение тяжелой пехоты для контроля ворот и метателей для огневой поддержки (рекомендую пращников), метательные машины различных систем, естественно, обоз не нужно таскать за собой по всему полю, подобно кочующим цыганам. Для него и есть лагерь или для варваров деревня или лощина, у германцев для этой цели связывались между собой телеги.
         Другой, не последний вопрос для командира, останавливать бегущих или нет, преследовать противника или нет? Решая этот вопрос, Вы будите напоминать Шекспировского Гамлета: "Бить иль не бить?, вот в чем вопрос!". Только времени на принятие решения у вас может и не быть в большом количестве. Ответ простой, нужно смотреть на общую тактическую обстановку ВСЕЙ БИТВЫ. Но, именно дорогие элитные части, особенно тяжелая пехота и конница требуют внимания вашей командирской особы, именно они решают вместе с Вами исход битвы (напомню, ваше присутствие в рядах элиты, если вы главком, поднимает им мораль автоматически на +1, без морального теста).
         Знайте, что метательный бой не приносит победы, он служит только для завязывания самого боя и является вспомогательным. Хотя стрельба, особенно, восточных дальнобойных лучников, критских стрелков и балеарских пращников, может нанести сильные потери врагу, которые могут быть весьма ощутимыми. Но тяжелая пехота может закрываться щитами, что существенно снизит ваши потери, а легко вооруженная, стремительно атаковать. То есть, всякая армия состоящая из метателей обречена на поражение!
         Метателей, безусловно, нужно решительно атаковать, но легкой конницей или спустить на них боевых псов, или на худой конец подавить огнем более мощного и дальнобойного отряда легкой пехоты. Если ваши бойцы победят в перестрелке, то их мораль соответственно возрастет!
         Теперь о силе и слабостях солдатского строя. Во-первых, любое построение должно быть правильным исторически. Выполнив его вы получите автоматически плюсы. Построившись неправильно, в плане национальных особенностей построений, вы потеряете свои плюсы и приобретете массу минусов.
         Глубокий строй имеет страшную пробивную силу, очень устойчив и высоко морален!
Нажмите для просмотра в увеличенном виде
Соответственно, если враг имеет более сильную пехоту по БКТ, то компенсируйте это глубиной строя, имея в два раза больше шеренг, и вы будете равны по силе, даже, римским когортам!
         Любое сложное перестроение или манёвр перед непосредственной атакой врага - это огромный минус вашим планам, рекомендую только повороты строя (например, поворот для прикрытия фланга).
         Если есть возможность, всегда старайтесь искусственно упереть фланг в естественное препятствие - свой лагерь, холм, озеро, лес (если его контролируете легкой и средней пехотой), деревню, руины.
         Все атаки начинайте с шага, а не бегом. Иначе потеряете строй (вообще бег строем возможен, но начинать движение нужно с шага), а бег строем только прямо по ровному полю.
         Имейте и правильно используйте резерв, он безусловно должен быть маневренный (конница или колесницы), если играете от 10.000 кредитов - БЭФоф.
         Теперь собственно о себе - любимом, во-первых, фигура главкома должна быть конной или колесничей, на худой конец, если вы - индийский раджа - подойдет слон, не забудьте о личной охране (не менее десяти фигур), чтобы можно было отбиться от наседающих врагов, активно передвигайтесь по полю, НО ведите себя осмотрительно (некоторые полководцы, и я, в том числе, собирают отрубленные головы врагов). Передвигайтесь за своими боевыми порядками, стояние на месте - это последнее дело для великого полководца. Отдавайте приказы, сражайтесь (если это необходимо), подобно Александру Македонскому.
         Спрашивается, что делать, если Вы явно проигрываете? Как избежать позорного плена? Безусловно, лучший вариант - это отойти с наиболее боеспособными частями с гордо поднятыми знаменами и штандартами, пробившись через боевые порядки врага! Но, как правило, это весьма редкое явление. Отступить в укрепленный лагерь. Попытаться организовать оборону и пусть враг ляжет костьми у лагерных ворот. А если он решится на это, у Вас появятся хорошие шансы на победу, оперевшись на сильную позицию: холм, деревня, лагерь. Попробовать контратаковать, выбрав наиболее подходящий для этого момент (было бы только чем!). Провести спецоперацию, убить главнокомандующего врага быстро и эффектно (залповой стрельбой или из метательной машины) и ваш противник поникнет морально и его, некогда победоносная, армия подвергнется моральному тестированию!
         А теперь обведите поле боя своим гордым и заносчивым полководческим взором, видите - неисчислимые орды диких варваров спускаются воющей лавой с холмов и атакуют из диких лесов! Доблестный легат империи! Твои войска стоят в боевых порядках, а командиры произносят пламенные речи, зовущие на подвиги, ощутите всю ответственность этого исторического момента, прокричите ВО ВЕСЬ ГОЛОС (не надо стеснятся своих товарищей по игре): "Сальве мелитариус!" и тысячи мужественных голосов ответят вам громовым эхом, готовые победить вместе с вами или умереть!


                                                                        До встречи на полях чести и славы!
                                                                        Искренне ваш, Сергий Максимус Италийский.
        


 
     
По всем вопросам обращаться по адресу legio-x@yandex.ru

Hosted by uCoz

LEGIO X FRETENSIS
MMDCCLVII AB URBE CONDITA

Сайт ВИК Десятый Легион