LEGIO X FRETENSIS
Главная страница сайта Новости с поля боя Наука о солдатиках Античные армии Макеты
Собери свою армию Как проходят игры Кампания 2005 года Образцовый Battle Report Гостевая книга
Античная военная история 51 легион Конверсия Голосование Форум

     
  Евсеенков С.Ю.

Наиболее знаменитые собрания и частные коллекции «Санкт-Петербургской» школы военно - исторической миниатюры, имеющие коллекционную ценность.


         Бесспорно, нам следует начать с великого собрания, пожалуй, первого яркого представителя Питерской школы Василия Газенбергера, хотя, безусловно, у нас есть данные о более ранних представителях этой школы. Правда, фигуры этого великого мастера мы не можем отнести даже к Культурно – исторической оловянной фигурке, о которой пойдет речь ниже.
         Итак, среди экспонатов Санкт-Петербургского Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи обращает на себя внимание великолепная коллекция конных и пеших скульптур воинов Российской армии, в формах одежды времен императоров Николая I и Александра II. Многие, кто посещал в разные годы Артиллерийский музей, надолго запоминают скульптуры этой коллекции. На подставках конных фигур значиться имя автора – «Газенбергер», на подставках пеших авторство не указано, однако однотипность техники исполнения говорит о том, что они создавались в кругу того же автора. Дата рождения В. Газенбергера не известна, но очевидно, где-то около 1805 года. Его отец в период наполеоновских войн нашел убежище в России, где и остался. Сам Василий Газенбергер принял православие, российское подданство и прожил в России всю жизнь. Скончался скульптор 28 мая 1865 года…
         Современная коллекция музея насчитывает 32 конных1 и 61 пешую фигуру. Все скульптуры Василия Газенбергера являются не исторической реконструкцией, а реальными изображением военнослужащих различных войск гвардии и шефских полков армии того периода времени, когда они создавались! Различия в униформе кокого-либо полка отражают реформы, проходящие в соответствующий период времени. На каждой скульптуре год её создания соответствует принятой в то время форме одежды и вооружения. Модели делались с натуры, и в этом их особая ценность. Некоторые из них сделаны с портретным сходством. Такие вопросы, как: достоверность наличия тех или иных деталей обмундирования и снаряжений, возникающие при реконструкциях, здесь просто не правомочны. Более того, модели коллекции сами могут служить справочным материалом для будущих исследований. После того, как Газенбергер выбрал гипс в качестве основного материала, он стал применять для изображения деталей материалы тождественные или наиболее близко имитирующие натуру в моделях (дерево, кожа, металл, ткань, льняная пакля, имитирующая волосы, и тому подобные материалы). Более того, Газенбергером был разработан способ покрывать части гипсовых скульптур, изображающих суконные одежды, напылением очесов натуральных армейских сукон, что не только убедительно имитировало поверхность одежды, но и давало реальную, а не подобранную цветовую гамму мундиров войск. К работам по изготовлению таких деталей скульптуры, как оружие, пряжки, галуны, штандарты и бляхи на амуниции, делавшихся ранее автором из оловянных отливок или тиснением, скоро были подключены златошвеи и ювелиры императорских мастерских. Если первоначально железные детали мастер имитировал оловянными отливками, то для поздних фигур они выполнялись из тех же материалов, что и оригиналы (сталь, бронза, серебро и т.д.). Такая техника окончательно складывалась в пятидесятые годы, оттачивая неповторимый стиль этой коллекции. Плелись миниатюрные галуны, штамповались из меди и латуни маленькие гербы, пуговицы, пряжки, изготавливались шлемы, кирасы, кольчуги, пистолеты и ружья, холодное оружие и другие элементы снаряжения. Пешие же фигуры делались «проще», их не покрывали очесами армейского сукна, а только раскрашивали. Пуговицы, киверные и сумочные гербы теснились из золоченой бумаги, а ремни вместо кожи делались из плотной бумаги. Галуны, эполеты и прочее делалось из гипса, и если необходимо – золотились или серебрились. Исключение составляло оружие, которое делалось, как для конных, так и для пеших, одинаково. Оружие первоначально отливалось из олова, а потом выполнялось в виде точной модели (с помощью миниатюрного слесарного инструмента). При рассмотрении коллекции, становится очевидно, что за некоторым исключением перед нами галерея нижних чинов Гвардии и Армии, отличившихся безупречной службой. Это уникальная коллекция образцовых воинов, которыми гордилась бы любая армия мира, потому что каждый из них попал в эту галерею за терпеливое солдатское отличие в тяжелой, рутинной, повседневной военной службе. Однако среди фигур, увековечивающих нижние чины, иногда встречаются и офицеры – конная фигура ротмистра Лейб-гвардии Конного полка, конная фигура корнета Лейб-гвардии Конно-гренадерского полка.
         Творческая жизнь автора, протекавшая между 1827 и 1865 годами, практически вся ушла на создание императорской коллекции, заказчиками которой были император Николай I, а после его смерти – великий князь Михаил Николаевич2. Уже во времена правления Александра II данное дело продолжил ученик Газенбергера скульптор Королев. Поэтому данное собрание просто уникально как настоящая военно-историческая скульптура кабинетного типа, выполненная в масштабе 1/5 и является великим предком всех коллекций военно–исторической миниатюры знаменитой «Питерской школы». В частности, в 2004 году в корпорации «СТЭННИ Каст» выпускается новая серия музейно–кабинетной скульптуры в масштабе Н=150 мм, как в традиционном оловянном варианте в VIP покрасе, так и в качестве бронзовой скульптуры3. Поэтому эта уникальная серия по своей сути является прямой наследницей коллекционного собрания Василия Газенбергера.
         Маленький игрушечный солдатик известен у нас в Санкт-Петербурге под названием военно-историческая миниатюра. Итак - это игрушка? Да, безусловно, но для людей серьезных и увлеченных. И все же коллекционировать оловянных солдатиков нравится, безусловно, взрослым. Интересно, почему? История этих милых сердцу коллекционера статуэток, изображающих воинов, насчитывает многие века. Изготовляли их во все культурные эпохи, ими были увлечены в равной степени ВСЕ – от короля, великого полководца, коммерсанта, до обычных людей, собирающих свои коллекции не менее увлеченно и самозабвенно, чем сильные мира сего…
         Что принято, обычно, понимать под оловянной фигуркой? Известный собиратель и исследователь оловянной миниатюры господин Ольмис так пишет об этом в журнале «Оловянная фигурка»: - Оловянная фигурка представляет собой маленькую пластическую форму, созданную из различных сплавов, содержащих в себе большую часть олова, путем отливки из полой формы. В соединении с достоверной и исторически выверенной раскраской оловянная фигурка может иметь достаточно высокую степень художественной выразительности. Фигурка интересна сама по себе, если абстрагироваться от её первоначального характера игрушки, то в настоящее время оловянные фигурки приобретают характер важнейшего средства иллюстрации истории человечества. Она служит, как бы, оживлению исторических процессов всех сфер жизнедеятельности человека, а так же флоры и фауны в их огромном многообразии4 .
         Со временем в оловянных фигурках слились воедино искусство скульптуры и живописи и, безусловно, усилия военных историков–реконструкторов. Коллекции солдатиков отражают изменения, происходящие в военном деле, точно копируя вооружение, обмундирование, боевые знамена и тактику – когда мы говорим о «кригшпиле» или более распространенном у нас в Санкт-Петербурге термине «варгейме». Фигурки воинов использовались и используются в качестве средств обучения в военных школах, при подготовке и оформлении парадов и тактических схем взаимодействий частей и подразделений на поле боя. В Европе в XVIII веке получил распространение и стал пользоваться колоссальной популярностью так называемый «Kriegespiel» - в переводе с немецкого «игра в войну». Это вид исключительно мужской игры, берущей начало в Древнем Китае. Здесь, безусловно, видно влияние «древнекитайских» трактатов Сунь-Цзы5. В начале древнекитайский кригшпиль напоминал игру в шахматы (правда, весьма отдаленно), и, безусловно, происходил от древнекитайских шахмат, но только в роли пешек выступали фигурки воинов, с более тщательной проработкой. Играли синими и красными фишками – отсюда и разделение на «красных» и «синих», которое сохранилась на сегодняшний день в военной топографии всех стран...
         Кригшпиль стал популярным в Европе благодаря немцу фон Райсвитай. В реконструкцию боевых действий, отображаемую с помощью оловянных солдатиков, играли английский писатель Герберт Уэлс и француз П. Бенуа. Эта игра, по имеющимся у меня отрывочным сведениям, была даже известна древним ацтекам и майя, но к нашему глубокому сожалению эти сведения не позволяют полностью представить, как проходила игра в солдатиков в этих самобытных, независимых от европейских цивилизаций культурах. С течением времени правила игры изменились. Фигурки стали использовать (выставлять) на специально изготовленных топографических картах. А Фридрих II Великий использовал солдатиков уже на макетах местности, расположенных на специальных игровых столах. Известно, что испанский король Альфонсе XIII, русский император Николай II6, кайзер Вильгельм II играли в кригшпиль тысячами фигур. Наполеон имел статуэтки, изготовленные мастером Бьннэ7. С раннего детства «игрой в войну» увлекался Уинстон Черчилль. В наше время предпочтение отдают солдатикам в красочной и интересной униформе (это Наполеоника, Средние века и Античность), так как современные однообразные мундиры цвета «хаки» многим кажутся скучноватыми, и от «эстетики войны» остается слишком мало на коллекционных стендах и игровых столах.
ЧТО И КАК СЛЕДУЕТ СОБИРАТЬ.
        Это условие является для каждого собирателя важным и необходимым. Это достаточная ориентированность и познание в области типажей и постоянная информация о новых поступлениях и игровых новшествах. Он обязательно должен иметь перечень производимых типов какими-либо мастерскими и крупными фабриками игрушек и указания о планах производства новых фигур и разрабатываемых сериях. Поэтому он приспосабливается к этому ритму производства, благодаря которому он может получать информацию, чтобы делать заказы по созданию еще неизвестных типов оловянных фигурок. Конечно, нужен красивый и грамотный каталог, а фигуры должны иметь монограммы (фирменный знак), выгравированные производителем, которые могут указывать также и на художника, проектировщика–консультанта создателя эскиза. Это могут быть определенные сигнатуры с цифрами, с помощью которых отмечаются отдельные фигуры, и на основе этой сигнатуры можно делать заказ. Безусловно, каждый коллекционер должен иметь библиотеку по интересующей его военно-исторической тематике, которую он должен постоянно пополнять. Дух собирательства и познания не имеет конца, мы слышим подчас, что отдельные собиратели имеют до нескольких тысяч фигурок и даже больше и не могут остановиться!
(ТИП КОЛЛЕКЦИИ ОЛОВЯННОЙ МИНАТЮРЫ №1 / Кригшпиль или варгейм).
        В качестве примера мы приведем уникальную коллекцию моего соратника Валерия Анатольевича Митюкова, которая насчитывает более 2000 фигур и постоянно пополняется новыми типажами миниатюры. Почему? Потому что мы постоянно развиваем и совершенствуем наши игровые правила «ТИПАЖЕЙ – 2004/Империя», и у нас постоянно улучшается и обновляется модельный ряд, который мы совместно создаем и проектируем. У Валерия Анатольевича часть собрания представляет античная миниатюра на I век нашей эры, вторая часть коллекции - это воины классического периода Древнего мира8. Формировать именно как собрание исключительно АВТОРСКОЙ игровой миниатюры Валерий начал в 2000 году, приобретая первые авторские фигурки скульптора С. С. Котлярова, мастера из Воронежа. До этого момента в собрании были исключительно конверсионные модели западных фирм производителей - «AIRFIKS», «ESCI», (игровой модельный масштаб 1/72, высота фигурки Н.20 мм., с правильными пропорциями тела). Довольно качественные и историчные солдатики изготовлялись В. О. Сипинским исключительно на первых порах для нужд «Санкт–Петербургской общественной организации «Военно–исторический клуб «Десятый легион». Вот перечень собранных частей и подразделений античных армий классического периода: скифы, персы, греки, испанцы, карфагеняне, самниты, галлы, македоняне и целый римский республиканский легион (400 фигур) представлен в игровом покрасе стандарта «Десятого легиона». Армия Императорского Рима будет доведена до 1000 фигур в начале 2005 года. Вся миниатюра имеет специальные коробки – боксы со СТАНДАРТНОЙ маркировкой (название типажа конкретного отряда, число фигур и принадлежность к конкретной армии). Валерий Анатольевич не видит препятствий к продолжению наращивания своих оловянных армий. Этот тип коллекции является живой (действующей), все фигуры постоянно участвуют в игровом процессе, который проходит в нашем клубе и, в северном городе России Кандалакше. Говоря об игровом солдатике можно упомянуть коллекции: С. Кузнецова, Д. Дворянского (бывших членов «Санкт-Петербургской общественной организации «Десятый легион»), коллекцию скульптора Леонида Николаевича Примаченко члена клуба «Триумф», безусловно, и частное собрание господина Андрея Евгеньевича Андреева.
         Настоящие коллекционеры, однако, ценят солдатиков, действительно обладающие высоким художественным достоинством. Критерием коллекции считается точное соответствие фигурки её эпохе в малейших деталях, сопровождаемые военно–историческим описанием. Будь то униформа или вооружение (надо заметить, что это требование распространяется лишь на фигурки, изготовленные после Второй мировой войны, а точнее с 1960 годов). Известно много художников, создавших прекрасные серии с изображением воинов современной им эпохи с большой точностью и художественным вкусом. Получили всеобщее признание также коллекции, где серию фигур (обычно это пять шесть мастер–моделей, из которых один воин, как правило, всадник) оценивают по фактуре, происхождению, уникальности и другим историческим или художественным принципам. Такие собрания являются антикварными, их стоимость особенно высока. Русские мастера Санкт-Петербургской школы оловянной миниатюры использовали для создания фигурок дерево, фарфор и сложно составное папье-маше. Подобные коллекции считаются бесценными и являются предметом поклонения многих коллекционеров.
(ТИП КОЛЛЕКЦИИ ОЛОВЯННОЙ МИНАТЮРЫ №2 / Закрытая частная).
         Бесспорно, самой интересной коллекцией оловянных солдатиков является собрание Георгия Владимировича Вилинбахова (кандидата исторических наук, Георгий Владимирович научный сотрудник Государственного Эрмитажа). Георгий Владимирович занимается русской военной историей, знамёнами русской гвардии и военно–исторической миниатюрой. Г. В. Вилинбахов рассказывает9: «И не только занимаюсь, но и до сих пор играю. Мне эту страсть передал отец, который всю жизнь собирал и играл в оловянных солдатиков. Мы расставляли их на столе в строгом боевом порядке. Начиналось сражение, которое шло по разработанным нами правилам. Азарт эти игры рождали такой, что забыть можно было обо всём на свете. Я и сейчас готов развернуть оловянное сражение на целый день… Безусловно, солдатик это игрушка. Можно даже сказать - совершенная игрушка! Мальчишкам солдатики дают безграничный простор для воображения и одновременно – возможность «разыгрывать» реальную жизнь, сражения, великую историю. А для взрослых солдатики представляют эпоху, жизнь общества, уровень его развития, быт, культуру, привычки. Оловянную миниатюру изготавливали во многих странах, но именно процесс широкого и культурного коллекционирования начинается с немецкой фирмы «Гейнрихсен», которая была основана в 1839 году в городе Нюрнберге. Этих солдатиков так и называют «нюренбергские». Фирма «Гейнрихсен» выставила своих солдатиков на Всемирной выставке 1882 года и получила за них золотую медаль. С этого момента и начинаются все великие коллекции. Наборы солдатиков были разные: пехотный полк состоял из 20 пехотинцев – в одной лубяной коробочке, в другой – кавалерийский полк из 10 всадников, барабанщика, знаменщика и офицера. Были и большие наборы, то есть, вся группа войск для игры. Например, игра в «Отступление Наполеона из России». Солдатики были уже раскрашены, но можно было купить и некрашеных, тогда хозяин мог, раскрашивая эти фигурки, точно воспроизвести обмундирование тех или иных родов войск. В сюжеты игрушек активно входили и самые последние события. В 90-х годах XIX началась англо–бурская война в Южной Африке – и тут же появились оловянные соединения буров и англичан. Во времена русско–японской войны мальчишки играли в русскую и японскую армии…».
         Эта древняя технология изготовления оловянной миниатюры, которая доступна любому коллекционеру в домашних условиях, позволяет производить и уникальные сувениры, и серьезные произведения искусства для оформления интерьера.
         Теперь давайте проследим историю наиболее знаменитых коллекций Санкт-Петербурга, известных нам на сегодняшний момент. Как уже говорилось нами в предыдущей работе, есть коллекции оловянных солдатиков в музее Суворова и в государственном Эрмитаже.
(ТИП КОЛЛЕКЦИИ ОЛОВЯННОЙ МИНАТЮРЫ №3 / Антикварная).
        Культурно – историческая оловянная фигурка довольно редко выставлялась в Эрмитаже, это была выставка русской игрушки XVIII – XIX века, там были выставлены многочисленные полки солдатиков. В 1941 году, перед началом войны, к Эрмитажу перешёл историко–бытовой отдел Этнографического музея, а с ним и коллекция оловянных солдатиков А. Н. Бенуа. Пополнялась эта коллекция и после Великой Отечественной войны. На Петроградской стороне пошёл на капитальный ремонт старый дом. Разломали печку и обнаружили… целый клад оловянных солдатиков. Коллекция была очень большая. Она только сейчас разобрана и систематизирована. Жаль только, что мы не знаем ни её хозяина, ни ей истории. Кто, когда прятал эти игрушки? И почему именно игрушки, а не какие-то более ценные вещи? К сожалению, на этот вопрос вряд ли удаться ответить10
         По моему мнению, было бы большим достижением, если бы частные коллекционеры и музеи Санкт – Петербурга смогли бы выставить или хотя бы зарегистрировать свои коллекции. Путем сравнения различных способов литья, элементов и характера раскраски, можно было бы осветить немало темных мест в этой впечатляющей исторической эпопеи Питерской школы оловянной миниатюры, второй Родины стойкого оловянного солдатика. Нам интересен огромный опыт немецкой школы традиционного плоского Нюренбергского оловянного солдатика, который широко и подробно представлен в уникальной для нас книге автора Эрвина Ортмана «Оловянные фигуры в прошлом и настоящем»11. Это настоящий учебник для истинного ценителя и коллекционера оловянной миниатюры. Мы специально приводим выдержки из этого уникального издания для полной конкретизации наших целей и задач как собирателей и скрупулезных коллекционеров-реконструкторов.
         «…Имеется группа, так называемых, «массовых» коллекционеров, которые занимаются исключительно военной тематикой. Они стараются отобразить в своем оригинале все тактические подробности. Редко собирают полки и подразделения в оригинальную величину, поскольку невозможно было бы выставить весь полк на столе. Коллекционеры собирают (и играют в войну) в соотношении 1/5; 1/10; 1/20 1/25; 1/50. Эти подразделения в таком соотношении представлены в разных вариантах: на марше, в наступлении и в атаке, в полной выкладке и даже при бегстве. Поэтому наборами своих фигурок они способны изобразить все виды тактических действий, основываясь на исторически достоверном отображении отдельных битв и великих сражений. Массовый собиратель должен ограничиваться каким-то узким отрезком или только отдельной битвой и всю свою жизнь заниматься комплектованием своей коллекции. Ему нужно много времени, и он чаще всего обращается к заинтересованной общественности. Наиболее увлеченные выставляют в музеях и на выставках свои войска на многих квадратных метрах. Ведь дома коллекционер может выставлять лишь отдельные образцы или варианты своих коллекций, если конечно у него нет достаточной площади для выставления своего оловянного воинства. Особенности группового и массового собирательства объединяет в себе строителей диорам, которые выходят за приделы чистого собирательства. Мастер диорам является универсальным мастером, для которого нет ничего невозможного. Приведенные выше группы собирателей вряд ли можно четко разграничить. Собиратель типажей может быть одновременно строителем диорамы, а создатель диорамы может начинать свою собирательскую деятельность как групповой собиратель, пока он не поддастся искушению расширить свою рабочую группу (клуб) для создания более крупной композиции. Обычно в этом деле нельзя обойтись без коллективного труда. В исключительных случаях один собиратель ловок, удачлив во всех областях, и в военной истории обладает большими познаниями в отдельной дисциплине (истории костюма), архитектуры, флоры, фауны и имеет достаточно хорошие рабочие руки.
(ТИП КОЛЛЕКЦИИ ОЛОВЯННОЙ МИНАТЮРЫ №4 / Интерьерно - оформительная).
         Первой серьезной коллекцией, которую мы консультировали (изучал историзм представленных в ней античных фигур) в 2002 году, была коллекция Аркадия С., одного из постоянных клиентов студии «НИЕНА». Аркадий коллекционирует все знаменитые фирмы Питерской школы, представленные мной в отдельной главе моей монографии12 оловянной миниатюры. Особенно бережно он хранит фигуры «Русского витязя», в его собрании их всего две (Английский король Георг VI, итальянский рыцарь в парадном доспехе на XV век)13. Они не выставляются у Аркадия на отдельную витрину, а хранятся в отдельных фирменных коробках и убраны в отдельный ящик, но нельзя сказать, что коллекционер отдает предпочтение исключительно какой-то определенной фирме. Собрание строиться исключительно тематически, главная тема коллекции - это античность, она представлена максимально широко фигурами базового коллекционного масштаба 54 мм. Кабинетные фигуры 90 и 120 мм находятся в большой гостиной комнате в специально оборудованных нишах с нижней подсветкой. Это исключительно конные фигуры. Данная коллекция не имеет систематизированного каталога и описания фигур, и хозяин не собирается с его слов «заморачиваться этой проблемой», то есть фигуры используются в качестве оформления интерьера, а уж потом коллекционирования в полном смысле этого термина.
(ТИП КОЛЛЕКЦИИ ОЛОВЯННОЙ МИНАТЮРЫ №5 / Детская игрушка).
         Второй изученной нами коллекцией, стала интересная экспозиция друга Аркадия, проживающего вместе с ним в одном доме, (собственник коллекции просил меня не называть его имени и фамилии). Это интересное собрание исключительно пластмассовых солдатиков фирменного фабричного производства 1970-2000 годов, главным образом, Западного производства. Мы были просто удивлены, огромным количеством пластмассовых бойцов (на стилажах их насчитывалось около 1000). На полках присутствовали и резиновые ковбои, индейцы, негры из моего детства 80 годов, «Звездные войны» (Лукас фильм), иностранный французский легион с противостоящими ему алжирскими мусульманскими ортодоксами, рыцари всех стран и народов, римляне и варвары, египтяне (эпохи фараонов), особенно широко была представлена Вторая мировая война. Правда, это собрание, по моему мнению, не представляет особой ценности, во всяком случае, сейчас. Коллекционер утверждал, что главное достоинство его собрания - это цена, пластмассовые солдатики довольно дешевые, пусть даже приобретаемые у частных лиц для своей коллекции. Но, по моим сведениям, это единичный представитель этого ответвления коллекционеров, собирающих солдатиков вообще у нас в Санкт-Петербурге.
(ТИП КОЛЛЕКЦИИ ОЛОВЯННОЙ МИНАТЮРЫ №6 / Конверсионно-коллекционная разномасштабная).
         Следующую коллекцию, я изучал по многочисленным фотографиям, любезно предоставленным мне Андреем (фамилию в этом случае я тоже не раскрываю по просьбе коллекционера). Андрей собирает главным образом Античность и в меньшей степени Средние века. В собрании присутствует и игровая миниатюра «Десятого легиона/Античные войны», римляне и германцы (племени квадов и макроманов), макет пограничного Милевого форта, сторожевых лимесных башен в масштабе 20 - 22 мм (1/72). Макеты присутствуют и для расставленной на крепостных постройках миниатюры 54 мм, это римский полевой лагерь – «студия «Харькова» довольно произвольной трактовки, средневековые ворота с круглыми боковыми башнями – студия «СИНИУС» и разного рода солдатисткий антураж. Андрей постоянно приобретает довольно «страшные фигурки», доводит (конверсирует) их у наших граверов, стильно перекрашивает (TOP-качество) и постоянно переставляет их среди своих многочисленных построек. Это довольно необычный способ коллекционной игры (исключительно дорогостоящий), который развивается спонтанно. Андрей регулярно посещает все студии – производителей оловянной миниатюры, совершает целенаправленные туры по игрушечным лавкам и магазинам. То есть, он играет, переделывая и перекрашивая свои фигуры.
(ТИП КОЛЛЕКЦИИ ОЛОВЯННОЙ МИНАТЮРЫ №7 / Промышленная раритетно-эксклюзивная).
        Естественно, интересно проанализировать и производственные собрания эксклюзивных фигурок самих студий – производителей. В частности, я имею доступ к собранию оловянной миниатюры различного масштаба, представленному в выставочном зале на набережной реки Волковки дом № 9А, студии «НИЕНА». Что заказывают наши клиенты, то красуется у них на полках и на стеклянных витринах. Полный обзор нашей выставки представлен в отдельной обзорной статье «Музей студии «НИЕНА». Пожалуй, студия «НИЕНА» - древнейший производитель стойкого оловянного солдатика в Санкт-Петербурге. Сегодня, в 2004 году, собрание фирмы насчитывает около 2000 оригинальных мастер-моделей, востребованных мировым рынком. Студия производит, в первую очередь, продукцию, которая пользуется постоянным и стабильным спросом у коллекционеров западной и центральной Европы, США и в меньшей степени России.
         В 1992 году началось сотрудничество с США, когда от Департамента полиции штата Вашингтон США поступил заказ на изготовление композиции «Полицейский». Композиция полицейского и мальчика с мячом должна была отразить событие 1958 года, ставшее широко известным из-за многочисленных публикаций в прессе: маленький мальчик разбил мячом стекло в витрине дорогого магазина, а полицейский отчитывал его за проказу. Эта композиция получила в 1994 году в США серебряную медаль за высокое качество исполнения от Общества коллекционеров художественной миниатюры США. По заказу музея Гражданской войны США были выполнены портретные фигуры участников Гражданской войны в США 1861-1865 годов. История сюжета такова: когда началась Гражданская война, из семьи один брат ушел сражаться на стороне южан, другой – на стороне северян. После сражения при Гетисберге брат, служащий в войсках южан (серая форма), вместо того, чтобы убивать раненных врагов начал им помогать, помня, что среди них мог быть и его брат. Эта композиция получила на выставке в США в 1997 году Золотой кубок. Тему Гражданской войны в США также продолжает сцена «Прощание» с одноименной картины одного из американских художников, изображающая прощание жены с мужем, уходящим на войну. Также по заказу музея Гражданской войны в США выполнены фигуры героев времен Гражданской войны в США высотой 90мм: генерал Ли, генерал Гранд, генерал Джексон, генерал Мосби, генерал Чемберлен, а также 2 набора шахмат «Гражданская война в Америке». Тесное сотрудничество установилось между нашей фирмой и американской компанией игрушек «Hasboro», которая по лицензии кинокомпании «Лукас-фильм» заказала изготовление шахмат с миниатюрами героев фильма «Звездные войны». Шахматы были выполнены по снимкам кинопроб, но, к сожалению, в массовое производство не попали из-за снижения популярности фильма в США. Для Морской академии США были выполнены наборы шахмат: «Военно-Морские войска США», «Сухопутные войска США», «Летное училище США». По специальному заказу Вирджинской военной академии в качестве популярного сувенира была выполнена портретная миниатюра бейсболиста Рибкина. Сам господин Рибкин на издание тиражом своей миниатюры согласие дал, но Бейсбольная лига США оказалась против. Поэтому миниатюра существует только в двух экземплярах: в нашем музее и в Вирджинской военной академии. По частному заказу из США была выполнена портретная миниатюра принцессы Дианы, безвременно погибшей в 1997 году во Франции. В соответствии с условиями договора миниатюра выполнена на условиях частичного эксклюзива: мы не имеем права реализовывать миниатюру только на территории США. В 1996 году завязались тесные контакты с элитным салоном «Armoury of St. James», расположенным в центре Лондона. Для этого частного салона была выполнена коллекция миниатюр на условиях полного эксклюзива (все права на коллекцию принадлежат салону, у нас в музее представлена исключительно выставочная копия без права продажи). Это рыцари с точным воспроизведением геральдических цветов, орнаментов и рисунков, коллекция барабанов, миниатюра «Французского гусара» с картины Эдуарда де Толли, фигуры Генриха VIII, Черчилля, гренадеров из королевского эскорта. Также через салон для музея Гринвич (Лондон), были созданы миниатюры адмирала Нельсона и немецких солдат времен II Мировой Войны. Одна из фигур рыцарей «Испанец с флагом» получила на выставке в Англии в 1997 году премию «Хрустальный куб», а фигура Шотландского короля Роберта Де Брюса XVI века завоевала там же, в Англии, в 1998 году I премию в разделе «Качество росписи фигуры». По заказу Общества байронистов была выполнена портретная миниатюра Джорджа Ноэля Гордона Байрона, известного английского поэта. Один из частных коллекционеров, профессор менеджмента в Дублинском университете, уже на протяжении 5 лет восстанавливает диораму сражения при Ватерлоо 1815 года размером 20м на 20м (400м2), в котором участвовали его предки. Все эти годы он заказывает миниатюры солдат французской армии Наполеона, английской армии Веллингтона и прусской армии Блюхера в нашей фирме. Для короля Иордании Абдаллы II на условиях полного эксклюзива была выполнена фигура Салах-ад-Дина (1138—1193), египетского султана, начавшего объединение мусульман Арабского Востока на борьбу с крестоносцами. Салах-ад-Дин стал героем многих мусульманских стран, в настоящее время его мавзолей находится в Дамаске (Сирия). Миниатюра Салах-ад-Дина в 1999 году во Франции на выставке «Villers Saint Paul» получила золотую медаль. Также по заказу Абдаллы II были выполнены две фигуры рядовых солдат армии короля Иордании в воинственных позах на конях. Эти фигуры в 2000 году на выставке во Франции «Maquettexpo Millenium» получили золотую медаль.
         Поэтому на данной выставке представлены исключительно эксклюзивные промышленные образцы, представляющие различную коллекционную ценность, главным образом выраженную в престижности и состоятельности заказчика (клиента), профинансировавшего создание данных раритетных моделей. Их главная ценность в том, что они выполнены в единичных экземплярах и не поступят в серийное производство. Для сравнения мы приведем собрание Студии «СИНИУС»14, довольно яркого представителя Питерской школы. В студии существуют два основных направления: элитное и сувенирное.
         В сувенирном направлении выпускаются тематические (пяти - фигурные) наборы «Конвой. Россия. 1910 год», «Атаманцы. Россия. 1910», «Пешие гренадеры. Франция. 1812 год», «Преображены. Россия. 1812 год», «Кавалергарды. Россия. 1805 год» и другие. Из сувенирных моделей также скомплектованы шахматные наборы. Реализацией данной продукции в Санкт-Петербурге занимается, к примеру, АРТ - салон в Государственном Эрмитаже. В элитном направлении изготавливаются фигуры ограниченным тиражом (до 150 экземпляров). На Западе такого качества походят под термин «музейные». С 1998 года работы мастеров студии участвуют в крупных специализированных конкурсах культурно-исторических фигур. Это Север; 98, 2000, 2001, 2002, 2003 (Франция), Mondial; 2001, 2002, 2003 (Франция, Париж), World Expo Roma (Италия, Рим), Kulbakch; 2003 (Германия). Практически на каждом конкурсе работы мастеров студии становились призовыми в ответственных номинациях15. Можно выделить следующие раритетные фигуры представленные в частном домашнем собрании Скворцова Андрея Евгеньевича (директора студии «Синиус»): Слон / Индия эпохи «Великих моголов» (скульптор Галина Белаш), Франциск I (скульптор Светлана Завертяева), «Адмет, запрягший львов», по мотивам мифов древней Греции (художник Анна Небритова), Композиция «Осада» - позднего Средневековья, Сокольничий XVII век, (автор - Н. Кордабовская), Георгий Победоносец - объемная стилизация старорусской иконы, уральский казак конец XVIII века, бюст Николая II (работы Натальи Марченко).


         ВЫВОД: С каждым годом возрастает круг людей, собирающих Культурно-историческую оловянную фигурку разных коллекционных масштабов и военно-исторических направлений. Сегодняшние собиратели не хотят подготавливать войну и «рекламировать» красивое насилие, данное обвинение постоянно выдвигают в наш адрес различные СМИ. Настоящим коллекционерам, в первую очередь, интересны исторические исследования исключительно «эстетики войны», ярко выраженной в героическом аспекте, точной и максимально правдивой картине военной истории. Коллекции в Санкт-Петербурге (Российском Нюрнберге) представлены следующими типами: антикварная, закрытая частная, интерьерно-оформительная, кригшпиль (варгейм), детская игрушка, конверсионно-коллекционная разномасштабная, промышленная раритетная (эксклюзивная). Профессиональные собиратели занимаются составлением и «оживлением» военных столкновений предшествующих времен седой древности и до наших дней (современная война пользуется меньшим интересом). Действительно, «миром правит интерес», собирателю интересно как стоял полк, где находились офицеры во время боя, геральдика, полковые знамена, весь сопутствующий военно-исторический антураж. Как надо подразделению грамотно строиться в плане тактического отображения конкретных исторических событий, как выглядел дом крестьянина или городская стена, что росло на полях и в садах. Таким образом, коллекционирование фигурок является, чрезвычайно разносторонним и развивающим занятием, интересным хобби, которое сопровождает человека, порой, всю его жизнь, это подтверждается разными типами, приведенными коллекцией нашей работы.


ПРИМЕЧАНИЯ

1. По утверждению Г. Э. Введенского, скульптором коней был Клод Пётр Карлович (1805–1867), выдающийся русский скульптор, представитель позднего классицизма, автор четырех конных групп, установленных на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге в 1849–1850 годах. Творчество этого скульптора отмечено точностью передачи жизненных наблюдений, особенно в лошадях.
2. Виктор Малышев. Алексей Аранович. ИМПЕРАТОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СКУЛЬПТУР. Воинов российской гвардии и шефских полков армии Василия Газенбергера. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Издательство подготовлено полиграфическим центром СПГУТД 2002 год. Кавалерия - 14 открыток.
3. В данной серии под названием «Великие воины шести континентов» на 2004 год выпущены следующие фигуры: Самурай на классической период Японской истории, вождь севера американских индейцев на 1850–1880 года (войны дикого Запада), Александр Македонский по фрески из римского города Помпей. В дальнейшем планируются следующие фигуры: римский всадник драконарий в турнирно–парадном снаряжении на II–III века н.э., египетский фараон Рамсес II на колеснице.
4. Эрвин Ортман «Оловянные фигуры в прошлом и настоящем». Фотографии Эрнста Шеффера. Серия «История культуры» Издательство «ЛЕЙПЦИГ» 1973 год. Предисловие. Ст.1.
5. Высокий уровень развития военного искусства Китая, а также его общего развития китайской военно-теоретической мысли, дал античному миру «семикнижье» - семь трактатов по военному искусству, написанных в разное время китайскими военными теоретиками. Самым древним и «культовым» является Сунь-Цзы (конец VI и начало V века до н.э.). Данный трактат является самой древней из известных работ по военному искусству античности. Е. А. Разин. История военного искусства. Том 1. Античный период. Издательство «ПОЛИГОН» 1994 год СТ. 111 - 128.
6. Последний русский император Николай II, безусловно, собирал традиционных нюренбергских оловянных солдатиков, но играл ли он в них, и как конкретно играл император, мы не можем точно сказать.
7. Как играл в солдатиков император Франции, или вообще был ли он поклонником кригшпиля? Изучать тактику и стратегию он предпочитал безусловно на практике, то есть на живых солдатах и офицерах, как свой армии, так и армий противоборствующих сторон.
8. В коллекции Валерия Анатольевича имеются в наличии более 1400 фигур эпохи классического периода Древнего Мира.
9. По материалам интервью у Г.В. Вилинбахова. Стойкие оловянные солдатики. «ИСКОРКА» №12, декабрь 1985 года. Ст.60-61. Рисунки на 4 странице обложки журнала.
10. По нашей версии хозяином коллекции был страстный коллекционер и игрок в культурно историческую оловянную фигурку (скорее всего с дворянскими офицерскими корнями). Ведь, ни для кого не секрет, что для нас, поклонников стойкого оловянного солдатика, они очень ценны, поэтому и прячем своих любимцев подальше на антресоли или в закрытые на ключ шкафы (иногда даже от своих ближайших родственников). Смутное время Российской истории, октябрьская революция, гражданская война, репрессии, заставили прятать свои сокровища многих коллекционеров и искусствоведов в тайниках и кладах.
11. Автор выражает благодарность своему научному руководителю Г.Э. Введенскому за предоставленный перевод этой уникальной книги.
12. История развития коллекционно-игровой миниатюры различных масштабов с древнейших времен до 2000 года н.э. Раздел/Классификация военно–исторической миниатюры на 1990-2000г. г. Санкт–Петербург. Ст. №11.
13. Даже для довольно состоятельного коллекционера Аркадия, цены «Русского Витязя», кажутся слишком завышенными, а переплачивать за фирму ему особо не хочется. Сегодня у большинства фирм-производителей оловянной миниатюры Санкт-Петербурга качество приблизительно одинаковое, как и уровень цен.
14. Род деятельности студии – разработка и изготовление исторических оловянно–свинцовых фигурок. Тематика разнообразная и зависит от спроса рынка. Миниатюра разрабатывалась по темам: «Чины Собственного Его Императорского Величества конвоя», «Знамена и знаменщики Русской армии XIX века», «Крестовые походы, рыцарство», «Индия Великие Монголы». В производстве два основных направления: элитное и сувенирное.
15. Скворцов Андрей Евгеньевич «История успеха». Часть II. Выписка из Интернет страницы студии «СИНИУС». На правах рукописи 2004 год.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Маая Калласт. Из истории оловянных солдатиков. Журнал «Искусство и быт» 1/1982 год. Ст.28 -33.
2. Стойкие оловянные солдатики «ИСКОРКА» №12, декабрь 1985 года. Ст.60-61. Рисунки на 4 странице обложки журнала.
3. Эрвин Ортман «Оловянные фигуры в прошлом и настоящем». Фотографии Эрнста Шеффера. Серия «История культуры» Издательство «ЛЕЙПЦИГ» 1973 год. Ст.28; 60 – 63.
4. Музей корпорации «СТАННИ КАСТ» на правах рукописи 2003 год.
5. Фото сессия коллекции Андрея … зима 2003 года.
6. Виктор Малышев. Алексей Аранович. ИМПЕРАТОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СКУЛЬПТУР. Воинов российской гвардии и шефских полков армии Василия Газенбергера. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Издательство подготовлено полиграфическим центром СПГУТД 2002 год. Кавалерия - 14 открыток.
7. Скворцов Андрей Евгеньевич «История успеха». Часть II. Выписка из Интернет страницы студии «СИНИУС». На правах рукописи 2004 год.
8. Скворцов Андрей Евгеньевич. Справка о «СИНИУСе». На правах рукописи 2004 год.
9. Аглая Ширина. «Феномен игры». Журнал - МИР МЕТАЛЛА. Санкт – Петербург ст.2-3. 2004 год.

 
     
По всем вопросам обращаться по адресу legio-x@yandex.ru

Hosted by uCoz

LEGIO X FRETENSIS
MMDCCLVII AB URBE CONDITA

Сайт ВИК Десятый Легион