LEGIO X FRETENSIS
Главная страница сайта Новости с поля боя Наука о солдатиках Античные армии Макеты
Собери свою армию Как проходят игры Кампания 2005 года Образцовый Battle Report Гостевая книга
Античная военная история 51 легион Конверсия Голосование Форум

     
 
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОГО ПРОЦЕССА – РЕКОНСТРУКЦИИ ВОЙН АНТИЧНОСТИ


         В 1980 году на базе 292 школы Фрунзенского района г. Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) сформировалась инициативная группа, которая начала организовывать игру в античную военно–историческую миниатюру. На больших столах размещались макеты крепостей, выполненные из бумаги и глины, воссоздавался рельеф местности, и разыгрывались сражения из картонных солдатиков. В школьной игровой (тусовочной) среде группа называлась «Римская Империя». Организаторами процесса были: С. Евсеенков, Ф. Михеев, А. Сергеев. В 1981 году были написаны свои правила для игры на античную эпоху (главным инициатором и их создателем был Евсеенков С.Ю.). Наша группа активно занималась их пропагандой среди членов пионерской дружины школы, кроме того, была подключена пресса - газета «Ленинские искры № 98 за 1982г.». Правила охватывали довольно большой хронологический период АНТИЧНОЙ ИСТОРИИ с III века до н.э. – по III век н. э. Этот факт интересен тем, что детское творчество точно отражало сегодняшнюю ситуацию в нашей общественной организации. В настоящий момент приоритетным направлением является эпоха Императорского Рима. Наши первые правила на данную тематику представляли собой «шахматную походовку», в которой полностью отсутствовал элемент вероятности, представленный шестигранным кубиком, а картонные фигуры были лишены морально–психологического показателя. Хуже обстояли дела с исторической составляющей правил. Для ее разработки были использованы только два источника: Учебник истории Древнего мира (5-ый класс школьной программы) с прекрасными цветными иллюстрациями, изданными в социалистической Германии (г. Лейпциг) и «Книга будущих командиров» (знаменитое издание, которое было доступно только в читальном зале школьной библиотеки) с её логическим продолжением - «Книга будущих адмиралов». Сам процесс развития игры и механики правил, приведение его в играбельный вид будет рассмотрен в следующей Основной части нашей работы.
         1986 год ознаменовался началом широкого процесса создания игровых клубов, который нашел выражение в появлении Санкт-Петербургской военно-исторической ассоциации любителей эпохи Наполеоновских войн (АЭЛИНе), под непосредственным руководством В.И.Соколова. Главным направлением работы ассоциации стала реконструкция мундира, экипировки военного снаряжения и, безусловно, научная работа, связанная с данной темой. Одним из второстепенных направлений стало развитие игр в оловянную миниатюру с элементами реконструкции по мотивам батальных сцен данной эпохи. В 1985–1987 начались первые попытки организовать военно–исторические игры для широкой публики, которые проводились в музее войск Артиллерии и Связи СССР. Это были игры по историческим мотивам битв 1809 года (Республиканская Франция против Австрийской империи). Эти игры ознаменовались завершением перехода на пластмассовую игровую миниатюру западного производства. Однако к 1990 году, при непосредственном участии И. М. Соколова, наметилась тенденция возвращения к авторской фигурке.
         23 февраля 1991года в г. Ленинграде на базе 307 школы Московского района появился первый игровой клуб в России специализирующийся исключительно на играх по Античной эпохе. Клуб получил название «Десятый легион», в честь знаменитого легиона Римской империи, который прославился в боях под руководством Г. Ю. Цезаря. Базовой основой для развития правил на античную эпоху стали пластмассовые модели игровой миниатюры западных фирм производителей «AIRFIKS» и «ESCI», любезно предоставленные клубу И.М.Соколовым. В 1990–1993 годах в СССР эти фигурки были, чуть ли, не антикварной редкостью и стоили не малых денег, но с помощью процесса формовки в гипс или виксинт они стали более доступными для рядовых членов клуба. В тот период развития игрового процесса И.А.Соколов являлся одним из наиболее активных энтузиастов и пропагандистов игры в оловянную миниатюру города–героя Ленинграда. В 1992 году он вступил в клуб «Десятый легион» и в последующие годы (1993–1995) являлся членом его правления. При его участии шахматная походовка была заменена на режим «реального времени» (базовый режим военно-исторических игр), была применена идея масштабирования подразделений, и появилось понятие военной психологии названной мной в последствии специальным термином - МВК (морально-волевые качества войск). Правда, не все эти нововведения были восприняты сразу. В частности, идея масштабирования частей и подразделений была забыта, но эпизодически отдельные члены клуба, возвращались к ней (лично я всегда выступал против идеи отображения игровых частей и подразделений в игровом масштабе один к одному, приверженцем которой был один из основателей клуба А. В. Горец).
         Активная работа нашей организации в 1995–1998 годах привела к появлению правил в традиционном игровом масштабе нашей организации - 1/1 (вариант четвертый и переработанный А. В. Горцем.). Именно по ним проводились игры, принесшие известность нашему клубу в России и в странах СНГ. Питерский канал, «Детские новости», НТВ, шестой канал – сообщали о «великих битвах проходивших в актовом зале 323 школы Невского района. Многие клубы взяли эти правила за основу для своих разработок, но лучшего и принципиально нового создать пока не смогли…
         В 1994–1995 годах в нашей организации была предпринята первая в Санкт-Петербурге успешная попытка проведения крупномасштабной игровой компании на эпоху Тридцатилетней войны 1618-1648 годов. Нами (в частности Евсеенковым С.Ю. и Соколовым И.М.) были разработаны специальные правила, в которых использовались предварительные наработки по Наполеонике. Так же были изготовлены первые авторские фигурки пехотинцев на данную эпоху. Старшим посредником выступал О. А. Анифатов, который внес свои дополнения в правила проведения компании (стратегическая составляющая передвижения войск). Широко и точно соблюдались правила снабжения частей и подразделений, что и привело в последствии шведскую армию к победе. На начальном этапе, в компании принимало участие десять человек, но до финишной прямой дошли только пятеро участников. Окончание компании ознаменовалось крупномасштабным генеральным сражением (на игровых столах-планшетах насчитывалось более 3000 оловянных солдатиков). Я, под игровым псевдонимом генерала Горна, играл за шведскую армию короля Густова Адольфа, которая и привела нашу коалицию к победе над католической лигой. Анализ компании показал, что одного желания играть мало, необходима кропотливая военно–историческая и организационная работа старшего посредника при взаимопонимании и взаимовыручке участников компании в борьбе за общее дело.
         По завершении двухгодичной эпопеи, один из наиболее увлеченных и продвинутых игроков К. В. Ерунов приступил к созданию принципиально новых правил на Тридцатилетнюю войну, где во время игрового процесса преобладали моральные тесты, для более точного выяснения военной психологии на поле боя. Создание правил было завершено в 1997-1998 годах. По итогам изучения данных правил у меня сложилось впечатление о перегруженности их излишним моральным тестированием. Появление новых правил ознаменовалось появлением нового игрового объединения г. Санкт-Петербурга на базе школы №105 Приморского района. На данную эпоху здесь регулярно играют около семи человек. Клуб имеет немного авторских фигурок, но большинство игровых моделей представлено перепечаткой с пластиковых наборов фирмы «REVEL». В последнее время в клубе наблюдается незначительное увеличение численного состава игроков, и тема Тридцатилетней войны продолжает жить и успешно развиваться.
         Идея проведения широкомасштабных сражений в рамках одной компании сподвигла наше объединение на организацию и проведение в 1998–1999 годах реконструктивной компании «БИТВА ЗА КРИТ». Она планировалась как реконструкция исторических событий покорения базы пиратов расположенной на острове Крит. Игра, в которой я выступал старшим посредником, в конечном итоге из-за плохой организационной и технической подготовки игроков превратилась в игру по «мотивам», одноименной компании. Однако итоги компании были довольно интересны: впервые был поднят вопрос оплаты работы старшего посредника, стали очевидны слабость и не продуманность макетно-игровой базы клуба и невозможность полноценного использования правил А. В. Горца игрового масштаба 1/1. В зависимости от степени увлеченности участников компании, среднее количество игровых фигур у одного участника составляло всего 100 реконструируемых типажей. Но, несмотря на вышеперечисленные трудности, компания была доведена до логического завершения. Победителем стал (что, по моему мнению, закономерно и справедливо) С. В. Кузнецов, руководивший армией Сирийского царя Антиоха I. Взрослый и ответственный человек, с прекрасно изготовленной армией числом около 1000 фигур, в числе которых были качественные конверсионные фигурки, предоставленные В.А. Сипинским. Именно компания «БИТВА ЗА КРИТ» сподвигла нас на начало изыскательной работы по созданию принципиально новых правил «ТИПАЖЕЙ - 2000».
         В феврале 1999 года, под непосредственным руководством А. В. Костыри, из рядов нашей организации выделилась группа молодых миниатюристов. Они были недовольны строгими требованиями клубной дисциплины и жестким курсом организации на дальнейшее развитие исключительно античной игровой тематики. Данная группа оформилась в игровой клуб свободного посещения под громким названием «ТРИУМФ», где игровой процесс охватывает целый ряд тем: «Эпоха Наполеоновских войн», «Средние века», «Древний Рим» (я специально не упоминаю большое количество различных игровых проектов, не доведенных до логического конца, просто забытых или разыгрываемых эпизодически по мере востребованности участниками этого игрового объединения). Безусловным плюсом нового игрового клуба является свободная «тусовочная атмосфера». Но клуб этот без жесткого централизованного руководства с довольно размытыми целями и задачами.
        Но вернемся к "Десятому легиону". Многолетний изыскательный труд (1998-2000г) второй рабочей группы организации «Десятый легион» С. Ю. Евсеенкова и В. А. Митюкова, которая придерживалась идей масштабирования и детального исторического подхода к игровому процессу, ознаменовался появлением принципиально новых правил - «ПРАВИЛА – ТИПАЖЕЙ 2000». Эти разработки были представлены на первой выставке оловянной миниатюры в г. Санкт-Петербурге «Оловянный солдатик – это серьезно!» (сентябрь 2001 г.), которая проводилась на территории музея кукол г.СПб. Здесь произошла их первая презентация, а на следующей одноименной выставке в 2002 году членами клуба «Десятый легион» была проведена специальная игра между посетителями музейной выставки под руководством создателей правил. Несколько участников этой игры впоследствии стали членами нашей организации. Непосредственной технической разработкой правил занимались С.Ю. Евсеенков и В.А.Митюков. Игровым консультантом, отвечающим за играбельность правил, был В.О.Сипинский, а по исторической составляющей консультировал А.К.Нёфедкин – кандидат исторических наук.
        Создавая принципиально новую игровую схему, нам пришлось ускорить окончательный переход на авторскую фигурку, и создать новую планшетно–макетную игровую базу. В данных правилах были использованы новые принципы расчета потерь от метательного оружия, ведения учетных карт, применена идея ТИПАЖА воина, стали использоваться универсальные разборные подставки и оценка по боевой эффективности для сражений вне ведения военных компаний (стоимость игровой фигуры в БЭФАх – боевая эффективность армии). Все эти новшества позволили значительно сократить игровое время. Достижения более высокого уровня игры требует времени и полного использования правил, которые подтверждены огромным игровым опытом. Данный тип правил обязательно требует посредника, в случае отсутствия последнего, его обязанности может выполнять игрок с большим игровым опытом.
        Проведение компании требует тщательной теоретической и практической подготовки. В задачу посредника входят организация и контроль над игрой, урегулирование спорных ситуаций на игровом поле, вычисления по стрельбе, просчет БКТ и рукопашных схваток. Ведение учетных карт осуществляется самими игроками.
         На 2005–2006 г. планируется завершение работы над новым сводом правил по нашей базовой теме. Это принципиально новые «ПРАВИЛА ТИПАЖЕЙ» для проведения реконструируемых сражений на период античности с 140 года до н. э. до 200 года н.э. (МАСШТАБ ФИГУРОК 1:72, ИГРОВОЙ МАСШТАБ 1 к 10/9). Проект получил название «ИМПЕРСКИЙ РИМ В ВОЙНАХ». Данные правила будут включать организацию компании на 68–69 года н.э. «ВОЙНЫ ТРЕХ ИМПЕРАТОРОВ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ». Окончательная версия, под общей редакцией С. Ю. Евсеенкова и В. А. Митюкова выйдет в ближайшем будущем.


Они стояли у истоков клуба
Нажмите для просмотра в увеличенном виде Нажмите для просмотра в увеличенном виде

Обложка правил "Правила типажей - 2000"


 
     
По всем вопросам обращаться по адресу legio-x@yandex.ru

Hosted by uCoz

LEGIO X FRETENSIS
MMDCCLVII AB URBE CONDITA

Сайт ВИК Десятый Легион